36 лет спустя События

36 лет спустя

В Бетховенском зале Большого театра состоялся концерт, посвященный 80-летию виолончелиста Юрия Лоевского

Юбилейный концерт – ​особый жанр. На такого рода мероприятиях порой не всегда находится место для выступления самого виновника торжества. Однако Лоевский до сих пор остается действующим музыкантом, поэтому на концерте, посвященном такой солидной круглой дате, он не просто принимал поздравления от поклонников своего таланта, а сам щедро одарил слушателей.

Звук виолончели Юрия Лоевского хорошо знаком тысячам слушателей не только в России, но и за рубежом: ведь артист всю жизнь посвятил игре в симфонических оркестрах. И будучи концертмейстером самых лучших из них, объездил полмира.

Кратко пролистаем страницы биографии юбиляра. Он родился в 1939 году в Овруче (Украина), окончил Ленинградскую консерваторию и там же аспирантуру в классе Мстислава Ростроповича. В 1964 году Лоевский становится дипломантом Всесоюзного конкурса виолончелистов.

Оркестровая карьера Юрия Григорьевича началась в оркестре Театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне – Мариинский театр), где он проработал с 1966 по 1970 год. В 1970 году музыкант переехал в Москву, где занял место первого концертмейстера группы виолончелей оркестра Большого театра.

Прослужив в Большом театре тринадцать лет, в 1983 году по личному приглашению Евгения Светланова музыкант возглавил группу виолончелей Госоркестра СССР. Во время работы в этом прославленном коллективе виолончелист был удостоен звания «Народный артист России».

В 1996 году Лоевский покинул Госоркестр и на некоторое время вернулся в Мариинский театр, где работал в оркестре под управлением Валерия Гергиева. А в 2003 году, в момент создания Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова, Юрий Григорьевич получил приглашение занять место концертмейстера виолончелей в этом коллективе, закончив свою работу в нем в 2018 году.

Лоевский, без сомнения, является одной из легенд советского и российского оркестрового искусства. Его имя как концертмейстера стоит в одном ряду с такими корифеями, как И. М. Буравский, Ф. П. Лузанов, В. Л. Симон.

Однако творческие интересы Лоевского, конечно, не ограничиваются только оркестровым исполнительством. За свою карьеру Юрий Григорьевич исполнил и записал множество произведений для виолончели, дал бессчетное количество сольных концертов и принял участие во многих концертах камерной музыки.

Его основным камерным партнером на протяжении многих лет оставалась замечательная пианистка, солистка оркестра Большого театра Вера Часовенная, в ансамбле с которой музыкант исполнил большинство известных сонат для виолончели и фортепиано.

Среди произведений для виолончели с оркестром в интерпретации Лоевского особо можно выделить Виолончельный концерт Шумана, который был им сыгран неоднократно и записан на компакт-диск, и «Дон Кихот» Рихарда Штрауса. Памятны также выступления Юрия Лоевского в дуэте со скрипачом Виктором Пикайзеном – Двойной концерт для скрипки с оркестром Иоганнеса Брамса в исполнении этих артистов всегда производил ошеломляющее впечатление на слушателей.

В исполнении юбиляра и пианиста Павла Домбровского в Бетховенском зале прозвучали Соната для виолончели и basso continuo си-бемоль мажор Вивальди, Соната для виолончели и фортепиано № 5 Бетховена и Виолончельная соната Дмитрия Шостаковича.

С первых мгновений концерта стало понятно, что Лоевский находится в блестящей исполнительской форме. Мощный звук, длинные фразы, отличная интонация – такой уровень исполнения не всегда услышишь сегодня даже у солистов первого ряда.

В Пятой виолончельной сонате Бетховена, которая содержит, среди прочего, серьезные технологические вызовы для пианиста, в полной мере раскрыл свое мастерство Павел Домбровский, который показал себя не только чутким ансамблистом, но и бескомпромиссным виртуозом.

Исполнение Сонаты Дмитрия Шостаковича в этот вечер навеяло воспоминания о знаменитой записи произведения, сделанной Даниилом Шафраном и автором. Безусловное ансамблевое взаимопонимание Лоевского и Домбровского и мастерство обоих помогло подчеркнуть ностальгическую меланхоличность и тонкий лиризм, присущие первой и третьей частям Сонаты. Побочная партия первой части была исполнена столь проникновенно, что показалось, будто слушатели, заполнившие в этот вечер Бетховенский зал целиком, боялись дышать. С другой стороны, во второй и четвертой частях музыкантам вполне удалось передать как некоторую тревожность, присущую этой музыке, так и специфический юмор, который был свойственен Шостаковичу уже в ранних его произведениях.

В завершение концерта Юрий Лоевский и Павел Домбровский исполнили Адажио из Сонаты Вивальди (юбиляр посвятил это исполнение памяти своего учителя, Мстислава Ростроповича) и «Лебедь» Сен-Санса – пьеса, в которой виолончелист вновь продемонстрировал богатство своего звука и масштабность фразировки.

Виолончель Юрия Лоевского не звучала в Большом театре 36 лет, и тот факт, что юбилейный концерт музыканта прошел именно в Бетховенском зале Большого театра, сам собой навевал мысли о некоей биографической арке. Вместе с тем нельзя не отметить, что этот концерт лишь формально был приурочен к юбилею блестящего артиста. В действительности выступление такого уровня, который продемонстрировали в этот вечер Юрий Лоевский и Павел Домбровский, украсило бы собой афишу любого лучшего зала в любой момент концертного сезона.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»