На афише зазывно смотрелись портреты двух див – обладательницы премий «Грэмми» и Diapason d’Or Екатерины Лёхиной и солистки Немецкой оперы в Берлине и Новосибирского театра оперы и балета Василисы Бержанской. Участие двух хоровых коллективов – из Московской консерватории и Академии хорового искусства имени В.С. Попова, – казалось приятной добавкой к основному блюду. Однако именно они стали центром притяжения, в орбите которых сверкали оперные звезды.
Программа, выстроенная и.о. ректора Академии хорового искусства имени В.С. Попова, профессором Александром Соловьёвым, делилась на три блока. В первом выступил Камерный хор Московской консерватории – один из лидеров современного отечественного хорового исполнительства. Несмотря на статус студенческого коллектива, Камерный хор МГК под управлением Александра Соловьёва постоянно участвует в проектах симфонических оркестров, сотрудничая с крупнейшими дирижерами и солистами современности, такими как Михаил Плетнев, Владимир Юровский, Юрий Башмет, Вероника Джиоева, Патриция Чьофи и другие. Так что приглашение к ансамблю Лёхиной и Бержанской выглядело логичным продолжением своих собственных традиций.
Два развернутых номера – финальная сцена с хором из оперы «Дидона и Эней» Перселла и ария с хором из оперы «Дева озера» Россини – дали возможность меццо Василисе Бержанской показать тонкость стилистических нюансов и мастерское владение колоратурой. Молодая певица, окончившая Молодежную оперную программу Большого театра, сейчас ассистент-стажёр кафедры сольного пения АХИ имени В.С. Попова в классе выдающегося вокального профессора Дмитрия Вдовина. Карьера артистки стремительно развивается по нарастающей, так что только благодаря пандемии столичные меломаны получили дополнительный шанс услышать эту прекрасную певицу.
Вместе с сопрано Екатериной Лёхиной – сейчас преподавателем сольного пения Академии (подхватившей эстафету воспитания молодых певцов у своего педагога, недавно ушедшей из жизни Светланы Нестеренко), – Камерный хор исполнил обработку «Ave Maria» Пьяццоллы (специально сделанную Алексеем Лёвиным). В ней певица смогла показать уверенные верха, прозрачность тембра и органичное ощущение латиноамериканского танго.
В чудесной Баркароле из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха Екатерина Лёхина и Василиса Бержанская удачно спели дуэтом. Тембрально подходящие друг к другу голоса, деликатный хоровой фон, инкрустированный текучим аккомпанементом рояля в деликатном исполнении Любовь Венжик, и вот уже воображение переносит в романтические дали.
Свою акапельную часть Камерный хор Московской консерватории посвятил современной музыке и представил мировые премьеры композиторов Ф. Ландер, К. Стивена, М. Магистрали. «Эти партитуры я открыл для себя, будучи в жюри международного конкурса хоровой музыки AERCO. Современные композиторы продолжают обращаться к духовным сюжетам, переосмысляя их и наполняя эмоциями сегодняшнего дня», – рассказал Соловьёв. Для этого дирижера нет сложностей и секретов в постижении языка наших современников, он интуитивно чувствует драматургию формы и мастерски выстраивает ее, максимально заостряя контрасты.
Технологии и интернет позволяют сегодня преодолеть географические границы и барьеры. Хотя вышеназванные авторы не могли физически присутствовать в зале, они все услышали исполнение своей музыки благодаря видеозаписи с концерта, выложенной на You Tube, и сразу оценили качество интерпретации и постижение замысла.
Мнение композитора из Великобритании Фионы Ландер дорогого стоит: «Моя пьеса “Transmission” прозвучала именно так, как я себе представляла, – написала автор А. Соловьёву. – Вы передали всю ту драматичность, о которой я мечтала. Как вам повезло, что вы имеете возможность выступать перед живой аудиторией! Пожалуйста, поблагодарите певцов за осуществление премьеры». В программу также вошли «Истринский танец» Б.Штарка (Хорватия), «O nata lux» М. Лауридсена (США), «Ave Maria» Баха-Гуно в обработке Р. Щедрина, «Колядка» Б. Бриттена.
Второй блок составили сольные номера Василисы Бержанской (ария Розины из оперы «Севильской цирюльник») и Екатерины Лёхиной («Сказки венского леса» И. Штрауса), исполненные не только качественно с вокальной стороны, но и с впечатляющим сценическим артистизмом.
Третий блок был отдан Хору студентов IV курса Академии хорового искусства имени В.С. Попова под управлением лауреата международных конкурсов Александра Майорова. Выбор репертуара продолжил линию современной музыки. Прозвучали сочинения «Mironczarnia» Я. Неске (солисты Анастасия Полевая, Вероника Романенко), «Miedo» К. Гуаставиньо, «Mulata» К. Монье, «Cantate Domino» К. Дженкинса.
Их выступление шло по нарастающей и достигло кульминации в двух заключительных композициях: безусловно запомнились очень красивая «O salutaris Hostia» Э. Эшенвалдса, требующая от певцов владения кантиленой и гибкого звуковедения, и масштабная кантата «Gloria» Б. Чилкотта, увлекающая и драйвом, и лирическими мелодиями. В ней свое искусство ансамблиста подтвердила концертмейстер Академии, лауреат Международных конкурсов Дарья Демьянкова.
Выступление на легендарной сцене Большого зала Московской консерватории – это всегда большая честь и ответственность, и хор Академии выдержал экзамен «на отлично», о чем свидетельствовал горячий прием публики. Соединение в одной программе хоров двух ведущих столичных вузов концептуально неслучайно. Фигура Виктора Попова – основателя Академии хорового искусства и одновременно блестящего выпускника Московской консерватории, а, впоследствии, и ее профессора, объединяет эти прославленные учебные заведения. И данный концерт обозначил преемственность традиций и неразрывную творческую связь поколений.
Так получилось, что вечер стал не бенефисом оперных примадонн, но демонстрацией высокого профессионального мастерства студенческих коллективов. Выложенные в социальные сети фрагменты концерта вызвали мгновенные восторженные отклики у зарубежных коллег. Сейчас, когда культурная жизнь большинства стран поставлена «на паузу», артисты особенно пристально следят, остро реагируют и по-хорошему завидуют творческой активности в России.