И ходи, Элина, и пой! События

И ходи, Элина, и пой!

Обладательница едва ли не лучшего меццо-сопрано мира устроила праздник публике «Зарядья»

Какая женщина! Когда увидишь, думаешь – зачем петь, ходи туда-сюда. Но как только запоет – боже мой, и ходить не надо, только пой!

В Москве Элина Гаранча не выступала, насколько знаю, с 2015 года, с программы «Дмитрий Хворостовский и друзья». Вроде бы не так уж много прошло времени, но то событие сейчас кажется бесконечно далеким. Не только потому, что нет, увы, Дмитрия. Но и по другим причинам, прежде всего – по  тому, какого блистательного взлета достигла за эти неполные четыре года карьера латышской примадонны. По таким ее феноменальным ролям, как Октавиан в «Кавалере розы» в Метрополитен-оперы, или Эболи в «Доне Карлосе», или, особенно, Кармен в Парижской опере – называю лишь то, что видел недавно сам благодаря трансляциям, а на самом деле этих работ, конечно, гораздо больше.

И теперь к нам приехала абсолютная мировая суперзвезда. В которой, вот поразительно, ни капли мишурной «звездности». Ее красота ослепительна без косметики, по крайней мере видимой. Ее улыбка озаряет – потому что не сыграна, а просто так светится ее душа. И в ее бездонный голос можно погружаться бесконечно.

Элина Гаранча и дирижер Ион Марин

Она спела самое «убойное» из Верди, Чилеа, Бизе, мастеров испанской сарсуэлы. Начала с зажигательного болеро Эболи, где эта демоническая натура еще только играет чувствами и каденциями. Продолжила сопрановой арией Адрианы Лекуврер – разумеется, в оригинальной тональности, поскольку наверху «всего лишь» ля-бемоль, который у меццо-сопрано, особенно таких мощных, как Гаранча, звучит, может быть, даже экспрессивнее, чем у сопрано. Наконец, под занавес первого отделения спела «ту самую» арию Эболи, где оскорбленная принцесса, готовая разорвать ускользающего возлюбленного в клочки, от злости «взлетает» аж на верхнее си. И все – предельно естественно, без малейшего форсажа.

Зато какое пианиссимо – в «Запретной мелодии» Гастальдона, в «Люблю тебя» Грига (тоже спетом по-итальянски – наверное, из сочувствия к героиням «соседних» арий). И ведь тоже в не самом для этого удобном верхнем регистре. Какая задушевность – в романсе «Лела» не известного мне, очевидно, испанского композитора Росендо Мато, неожиданно напомнившем проникновеннейшие русские мелодии, вроде «Дремлют плакучие ивы». Какая теплота и мечтательность – в песне великого аргентинского тангописца Карлоса Гарделя «День, когда ты меня полюбишь».

Изюминка основной программы – впервые, как объяснила певица публике, исполняемая женщиной песня Леандро No puede ser («Это невозможно») из сарсуэлы Пабло Соросабаля «Портовая трактирщица», которую для современной публики открыл и сделал культовой Пласидо Доминго. По силе страсти вышло примерно так, будто все той же Эболи удалось-таки добиться, чего ей не дал зловредный Верди – взаимности любимого. Восторг зала полный, хотя осторожная Элина решила на этот раз не рисковать и вместо оригинального тенорового ля ограничилась наверху ля-бемолем.

Зато полностью отыгралась в последующих бисах. Точнее, в двух из них – поскольку Хабанеру Кармен спела, опять-таки слегка состорожничав, осадив темп и экономя голос, а публику раззадорив… идеальными ножками, задорно сбросившими надоевшие шпильки. Но уж в тысячеградусной песне Луизы из сарсуэлы Руперто Чапи «Дочери Зеведея» и бессмертной «Гранаде» Агустина Лары оторвалась по полной, взяв, в том числе, и победное «доминговское» ля.

Конечно, придирам можно было найти отдельные фразы с недотянутой на одну сотую тона интонацией, с тонущим в оркестре нижним регистром – но это же живое пение, а не вычищенная студийными химиками дистиллированная фонограмма. Браво за эту жизнь голоса и души Элине! Браво дирижеру Иону Марину и Большому симфоническому оркестру, в том числе за бархатное звучание увертюр и антрактов Верди, Пуччини, Хименеса… И, конечно, браво залу «Зарядье», в свой первый от роду сезон из концерта в концерт поддерживающему высочайшую марку лидерской музыкальной площадки столицы.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии