Новая опера в сердце старой Европы События

Новая опера в сердце старой Европы

Главные оперные новинки этого сезона показали на Opera Forward Festival в Голландской национальной опере

Этот театр очень не похож на российские. Для него опера – не вчера, не завтра, а сегодня. Вне зависимости от того, чье имя стоит на партитуре, спектакли дышат сегодняшним днем. Всегда ли получается шедевр, вопрос другой, но список режиссеров, чьи спектакли в репертуаре, говорит сам за себя – Питер Селларс, Клаус Гут, Андреас Хомоки, Роберт Уилсон, Йосси Виллер и Серджо Морабито. Безостановочно бурлящий город, где митингующие гринписовцы и ценители нидерландской живописи смешиваются с любителями марихуаны и секс-шопов, причудливо отражается на сцене.

В своем стремлении к актуализации оперного искусства Национальная опера не только наполняет старые меха новым вином, переосмысляя либретто. Глобальные задачи решаются в рамках большого фестиваля современного оперного театра Opera Forward Festival, который проходит уже в четвертый раз. Двухнедельный марафон нынче пришелся на начало марта, его тема – «Личность и противостояние», программный девиз – «Опера для космополитичного общества». В расписании – пять оперных спектаклей, встречи, дискуссии и документальные фильмы.

Главное внимание было приковано к операм «Конец игры» Дьёрдя Куртага и «Девушки Золотого Запада» Джона Адамса – самым ожидаемым современным премьерам сезона. Но и остальные три спектакля – не камерные малобюджетные продукции, а масштабные высокотехнологичные постановки с мощной музыкальной частью. Самый оперный из них – «Карузо на Кубе», опера Михи Гамела в квази-итальянском стиле о взрыве бомбы в оперном театре Гаваны во время выступления Карузо и судьбоносной встрече тенора с китайско-кубинской девушкой по имени Аида, о смерти и о судьбе.

Самый авангардный, на стыке жанров, – проект Homo Instrumentalis амстердамского ансамбля Silbersee, соединивший пение, пластику, электронику и видео-арт. Ответ на вопрос, сохраняет ли человек за собой контроль над продуктами интеллектуальных технологий, ищут в партитурах Луиджи Ноно, Жоржа Апергиса и Янниса Кириакидеса, среди партнеров постановки – Рурская Триеннале и авторитетный парижский институт IRCAM. Ирландский спектакль «Второй скрипач» уже имеет премию FEDORA и признание критики. Популярный сценарист Энда Уолш и композитор Даннака Денехи придумали мультимедийную историю про музыканта-лузера, чьей жизнью правят социальные сети, болезненные фантазии и жесткие видеоигры, и который находит утешение в музыке Джезуальдо.

На этом фоне опера 93-летнего Куртага рисковала оказаться анахронизмом. Ничего подобного. «Конец игры» по Беккету в постановке Пьера Оди доказывает, что нет устаревших оперных форм, кроме скучных и бесталанных. Премьера Куртага рифмуется с недавней мировой премьерой в Москве оперы «Влюбленный дьявол» Александра Вустина: оба – мастера малых форм, вебернианцы, редко сочиняющие для голоса, и вдруг на склоне лет оперная премьера – долгожданная, автоматически претендующая на статус opus magnum.

В отличие от Вустина, выбравшего нарратив и оперные традиции, Куртаг пишет оперу-состояние. И если абсурдистские пьесы Беккета – плоть от плоти театра Метерлинка, то в опере Куртага отзывается, в первую очередь, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси. Но не только. В ней жуткое марево берговских опер смешано с веберновской лаконичностью.

Куртаг – живая легенда, он – последний из классиков, рожденных в 1920-е. В 1957 году он был на премьере пьесы Беккета в Париже, после чего беккетовские тексты стали его Библией. Но они вряд ли превратились бы в оперу, если бы не заказ Александра Перейры для Зальцбургского фестиваля. Обещанного ждали восемь лет, временами теряя надежду; тем временем Перейра ушел из Зальцбурга в Ла Скала, где в ноябре 2018 года опера, наконец, увидела свет рампы.

Света этого немного. Скупая сценография Кристофа Хетцера и свет Урса Шёнебаума выдержаны в стиле «Пятидесяти оттенков серого». Режиссер Пьер Оди вместе с художником вывернул пьесу наизнанку: герои помещены не в замкнутое пространство дома, а снаружи; меняются только ракурсы, с которых мы смотрим. В остальном Оди удивительно верен ремаркам Беккета. Его лаконичная режиссура очень идет музыке Куртага, дает возможность вслушаться, а проработанные, психологически насыщенные роли солистов делают статику спектакля эмоционально заряженной, детально отражающей нюансы партитуры.

На сцене четверо. Трое не могут ходить (слепой Хамм в инвалидном кресле, его старые родители Нэлл и Нагг живут в мусорных баках), четвертый (слуга Клов) не может сидеть. Трое, страдая физически и ментально, ждут конца, четвертому их смерть даст свободу, которой он не может воспользоваться. Хотя Куртаг, известный своей бескомпромиссностью в отношении исполнителей, не смог по состоянию здоровья присутствовать ни в Милане, ни в Амстердаме, кастинг великолепен. Мощный темный баритон Фроде Ольсена, его маскулинность, которую не спрячешь под темными очками и клетчатым пледом, с первых нот аккумулируют (само)разрушительную энергию героя. Огромный диапазон голоса (от мрачных басов до фальцета) и приемов (от рыка и стона до кантилены) делают его партию чрезвычайно сложной, но выигрышной.

Фантастически владеющая голосом контральто Хилари Саммерс (Нэлл) и превосходный характерный тенор Леонардо Кортеллацци (Нагг) – блаженные, почти святые, их нимб – крышка мусорного бака (поразительной красоты и простоты символ, каких немало в спектакле Оди). Трагикомическая пара очень трогательна в своих воспоминаниях и неловких нежностях, их партии – настоящее испытание, но этого не чувствуется. В их диалогах-дуэтах звучит самая нежная и пронзительная музыка. Клов в безупречном исполнении Ли Мелроуза, блистательно играющего злодея, на которого никто не обращает внимания, кажется второстепенным персонажем, но именно он начинает действие словами «Кончено, все кончено…», ему же в финале поручен ключевой монолог.

Несмотря на безысходность сюжета, опера очень красива. В оркестре преобладают низкие тембры, создающие сумрачный колорит, яркие тембровые блики дают арфа, челеста, цимбалы, трубчатые колокола и аккордеон. Как и в тексте Беккета, в партитуре огромное значение имеют паузы: они разделяют созвучия, оставляющие в паузах гипнотизирующее мерцание обертонов и призвуков, – результат алхимической работы по смешению тембров и интервальных структур, выверенный требовательным ухом композитора. Каждым из них хочется любоваться, что и делает дирижер Маркус Штенц, кажется, абсолютно влюбленный в эту музыку, равно как и изумительный Филармонический радиооркестр. Тем горше осознавать слова Куртага и его супруги Марты (они вместе больше 70 лет!), что эта опера – их личный «конец игры».

В эту игру хочется продолжать играть, чего не скажешь о «Девушках Золотого Запада». Тандему Адамс – Селларс больше тридцати лет, но времена сенсационных «Никсона в Китае», «Смерти Клингхоффера» и «Доктора Атомика», видимо, остались позади. Их новая трехчасовая опера откровенно скучна, и актуальные темы расизма, жестокости и злоупотребления властью, которые Селларс эксплуатирует постоянно, здесь не трогают. Либретто, созданное Селларсом на основе документов времен золотой лихорадки, включая газетные статьи, репортажи Марка Твена и письма Луизы Клапп, известной под именем госпожи Ширли, о нравах Дикого Запада на удивление прямолинейно, особенно если сравнивать со сценариями братьев Коэнов, выпустивших недавно очередной вестерн. Режиссура Селларса в скудной сценографии и исторических костюмах – набор шаблонных мизансцен почти «по Станиславскому»; если не знать имени режиссера, спектакль легко принять за продукцию одной из маленьких оперных компаний США. Адамс чередует сквозные диалогические сцены с массовыми жанровыми, используя подлинные и стилизованные мелодии, но и это скорее напоминает пастиччо, созданное безымянным автором к какой-нибудь исторической дате. И нет, не похоже, чтоб спектакль имел двойное дно или разрабатывал приемы взаимодействия с традицией. Отчасти спасают положение Роттердамский филармонический оркестр, дирижер Грант Гершон и отличные солисты: Джулия Буллок (госпожа Ширли), Дэвон Тайнс (бывший раб Нед Петерс), Райан Маккинни (золотоискатель Кларенс), а особенно молодой тенор из Студии Национальной оперы Лукас ван Лироп (мачо Джо Кэннон), вышедший на замену и смотревшийся живее и свежее всех остальных. Но все равно к финалу становится откровенно скучно, не удивительно, что к концу премьерной серии спектакль собрал лишь половину зала.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди