В «Геликон-опере» ставят «Иоланту»

30.04.2019
В «Геликон-опере» ставят «Иоланту»

17 мая в «Геликоне» состоится премьера одного из самых прекрасных оперных произведений – «Иоланты» П.И. Чайковского.

Репетиции в самом разгаре, на сцене зала «Стравинский» уже установлены декорации, а мы представляем команду постановщиков: режиссер спектакля – лауреат Второго международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера» Сергей Новиков, музыкальный руководитель и дирижер – народный артист России Евгений Бражник, художники-постановщики – Александр Купалян и Глеб Мухаметлатыпов, художник по костюмам – Мария Высотская, художник по свету – Денис Енюков и хормейстер – Евгений Ильин. Премьерная серия пройдет с 17 по 19 мая и с 21 по 23 мая.

«Иоланта» – удивительная опера, наполненная особым драматизмом и светом любви. В июле 1891 года Чайковский приступает к сочинению «Иоланты». «Более чем когда-либо я влюблен в сюжет «Иоланты» и твое либретто сделано вполне отлично, – пишет он брату Модесту, – я напишу такую оперу, что все плакать будут».

В основу произведения легла драма датского драматурга Генриха Герца «Дочь короля Рене». «Главная героиня, слепая принцесса, выросла в прекрасном, но замкнутом пространстве. Иоланта не знает о своем недуге, – говорит режиссер-постановщик спектакля Сергей Новиков. – Строжайше запрещено о нем рассказывать и всем обитателям замка: слепота Иоланты – государственная тайна короля Рене, который обручил свою слепую дочь в детстве со своим давним соперником герцогом Бургундским.

Несмотря на заботу и внимание подруг и подданных, Иоланта чувствует, что «чего-то ей не достаёт». Однако, даже узнав от случайно оказавшегося в замке рыцаря Водемона о своей неспособности видеть свет, Иоланта не проникается желанием прозреть, так как выросла в гармонии и без дара зрения. Желание излечиться в ней просыпается только под угрозой казни Водемона, которого она успела полюбить всем сердцем. Петр Ильич Чайковский пишет оду именно любви, которая способна творить подлинные чудеса».

Премьера «Иоланты» состоялась в декабре 1892 года в Мариинском театре. Прошло более ста лет, но и в наше время эта опера завораживает одухотворенностью, проникновенной искренностью, жизнеутверждающим началом и особым тайным смыслом. Ее философское содержание и посыл актуальны и созвучны любому времени. В сегодняшнем цифровом мире блеск гаджетов ослепляет миллионы зрячих, но оставаться человеком сможет только тот, кто сохранит зоркость сердца… Помните эти слова из повести «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»? Только настоящая любовь способна исцелить и телесную слепоту, и духовную.