“Евгений Онегин” возвращается на Историческую сцену Большого театра

14.05.2019
“Евгений Онегин” возвращается на Историческую сцену Большого театра

Режиссер Евгений Арье поставил оперу Чайковского в Большом театре. Премьерная серия спектаклей пройдет 15, 16, 17, 18 и 19 (начало в 14:00) мая на Исторической сцене.

Основатель израильского драматического театра “Гешер”, обладатель “Золотой маски” (2012) Евгений Арье – не дебютант в опере, на Новой сцене Большого два года назад он поставил «Идиота» М. Вайнберга. В этот раз режиссер также работает с классикой, стараясь уйти от клише. «Музыка этой оперы у всех на слуху, и чтобы зритель забыл, что он знает ее, мы ставили перед собой задачу пробиться к смыслу, анализируя буквально каждую фразу», – говорит Арье. При этом он отметил, что не стремился кардинально пересматривать идеи Чайковского и Пушкина, так как считает залогом успеха постановки – следование тексту: “Я в принципе не разделяю позиции моих коллег по цеху, которые стремятся взять за основу классику – Пушкина, Чайковского – и исказить ее, подчинив своей собственной концепции. Создавайте для этого новые пьесы, пишите новую музыку”.

Пространство нового спектакля – два контрастных мира, первый из которых – бесконечный, уходящий в даль луг.  “Для меня была важна дистанция между деревенским пейзажем – Онегин попадает из Петербурга сюда, как человек с Марса. Последний акт – напротив, холодный, вычерченный мир”, – поясняет Арье. – В первом встречаются Татьяна и Огенин. Она – несуразная девочка в очках, которая не просто прижимает к сердцу роман, но глубоко погруженная в его содержание. Я знаю много таких людей, в том числе и очень молодого возраста. Они живут в альтернативном, книжном мире, и таких людей каждый раз нужно оттуда извлекать.  В последнем акте Татьяна  – повзрослевшая, опытная женщина. Онегин – мужчина, который к своим  годам прошел огонь и воду, любил, обманывал, его обманывали. И возникла пустота. После истории с Татьяной он отправляется на поиски себя, но не добивается цели, возвращается. Ничего дурного по отношению к Татьяне он  не делал. Тут речь о снобизме. Онегин – совсем не в иронический тип, в отличие от  Ленского».

Туган Сохиев, дирижер-постановщик оперы, отметил, что Большой театр сделал ставку на молодых артистов: «На Историческую сцену возвращается великая партитура Чайковского. Я рад, что нам удалось включить в состав исполнителей наших молодых, но зарекомендовавших себя артистов: это Анна Нечаева, Игорь Головатенко, Екатерина Морозова, Илья Селиванов, Алексей Неклюдов. Нам показалось, что такой выбор как нельзя лучше приближен к тому, что хотел сделать автор, ведь в свое время Чайковский отдал партитуру “Онегина” в Московскую консерваторию и премьера была осуществлена силами студентов. Я делал много  вариантов этой оперы и в России, и за рубежом. Здесь, мне кажется, удается петь Чайковского с пониманием языка. Чайковский – музыкальный Пушкин, и нужно также поэтически петь все его фразы».

Фото с репетиций Дамира Юсупова