Аспекты триумфа События

Аспекты триумфа

XIX фестиваль «Триумф джаза» выбрал одной из своих площадок Светлановский зал Дома музыки. СРЕДИ участников – ​приглашенные гости и отечественные музыканты

Первый день продемонстрировал диапазон фестиваля – и стилистический, и социальный. Дом музыки встречал длинной очередью на вход, дисками лейбла Butman Music, бодрыми аккордами джазового фортепиано в фойе и пафосным, почти «академическим» конферансом. Открывавший форум Игорь Бутман шутил на тему хоккея и джаза, Газпрома и джаза. Закончил он так: «Я все сказал! Хау!» Думается, молодежь эту ассоциацию могла и не понять, а ее в этот день было особенно много, ждали главную «вишенку» на фестивальном пироге – ​Роберта Гласпера.

ПОЛЮСА СТИЛЯ

Открыл концерт Иннокентий Иванов и Ivanov Vibe Band (группа с участием струнного квартета) фьюжн-программой «Симфо-джаз» и этно-сюитой «Картины мира». Затем играл Квартет Игоря Бутмана. Гитарными соло с неожиданно-роковыми тембрами выделился Евгений Побожий, он был заметной фигурой в программе. Сет также запомнился блестящее соло барабанщика Эдуарда Зизака, оно вызвало овации. Но «большие» аплодисменты публика в этот день приберегла для заморского гостя.

К началу сета Гласпера зал был заполнен. Грэмминосный музыкант почитал рэп, вызвав восторг «своей» публики. Сам он много говорил, его трио играло при участии диджея. Ритм-секция, благодаря сэмплам, звучала очень насыщенно, мягко импровизирующее фортепиано создавало звук, будто из другой вселенной. Впечатлил финал – более чем двадцатиминутная психоделическая композиция «Levels», написанная неосоул-исполнителем Билалом. Обстановка живо напомнила поп-концерт, кто-то уходил из зала. Для любителей чистоты жанров было мало – кому джаза, кому хип-хопа. Но крики «бинго» и «У‑у!» вовсю веселившегося народа наводили на мысль, что джаз у нас, пожалуй, становится излишне академичным и официозным, а ведь можно создавать совершенно другую атмосферу.

Игорь Бутман, Евгений Побожий

НАСТРОЕНИЕ БУДУЩЕГО

Особое внимание хотелось уделить гала-концерту лауреатов V Всероссийского фестиваля-конкурса «Детский Триумф джаза». Студенческий оркестр Училища духового искусства начал с симфонической поэмы Гершвина «Американец в Париже» и продолжил его же «Summertime». Прозвучало все очень свежо и звонко. Порадовали оптимистичные вокалистки Карина Кагермазова и Мария Петрова, запомнился харизматичный пианист Нестор Смышляев и сеты вокальных ансамблей ShooBaDooBa и «КВИНЧ». Художественный руководитель конкурса Павел Овчинников призывал спеть «Караван», прозвучали «Água de Beber» Антонио Карлоса Жобима и «Body and Soul» Джонни Грина, композиции Дэйва Грузина и Чарли Паркера. Тимофей Дроманов (гитара) сыграл «Неудачное свидание» Александра Цфасмана – редкий пример, когда звучала отечественная джазовая классика.

Апофеоз концерта – исполнение «Li’l Darlin’» Нила Хефти и долгожданного «Каравана» одновременно пятью оркестрами, по очереди выходившими на сцену. В этой истории – эмоционально правильные взаимоотношения – и ирония, и мотивация. Дети видят звезд и видят цель – ни концерты в московских клубах, ни гастроли в Соединенных Штатах, ничто в наше время не является чудом. Зал, полный родителей и музыкантов – без случайных и досужих людей, создавал особую атмосферу. Какой будет музыка следующих эпох? Импровизационной? Роботизированной? В любом случае, это мы, музыканты и зрители, формируем ее здесь и сейчас.

Вечером этого дня выступили супербасист Ришар Бона, группа одного из лидеров современного джаза барабанщика Саши Машина и квинтет Бутмана, который получился из квартета с добавлением пианиста и вокалиста Олега Аккуратова. Сыграли, в том числе, и блестяще прозвучавшую еще одну отечественную тему – хит Геннадия Гладкова «Луч солнца золотого».

Даниил Аристов

ЗВЕЗДЫ НАСТОЯЩЕГО

Третий день – финальный и аншлаговый. Зарубежными звездами этого дня была группа Нильса Вюлькера (Nils Wülker Group, Германия), исполнявшая виртуозный фьюжн. Бутман вышел на сцену вместе с актером Стивеном Сигалом и сказал: «Мы не могли его не позвать – он обещал сыграть на следующем фестивале!» Голливудская звезда неплохо исполняет блюз, анонс следующего «Триумфа джаза» состоялся.

Вслед за квартетом и квинтетом Бутмана зрители увидели и биг-бэнд. Оркестр сыграл «Things Ain’t What They Used To Be» Мерсера Эллингтона, Аккуратов спел «I Can’t Give You Anything But Love» и «Nature Boy». Пьеса прозвучала блестяще, получилась драма в джазе, автора аранжировок Николая Левиновского встретили очень тепло.

С биг-бэндом пела Лорин Толезе – победительница конкурса Сары Воан. Олег Аккуратов занял там второе место. «Мы пригласили ее, чтобы проверить объективность жюри!» – иронизировал Бутман. Лорин запомнят: девушка «джазовой» комплекции с глубоким голосом и вырезом на серебристом платье активно жестикулировала, поднимала настроение. С Аккуратовым она спела дуэтом «Tea For Two».

УДОВОЛЬСТВИЕ В РАЗВИТИИ

Одно из главных итоговых ощущений – Бутман и сам получает удовольствие от процесса. Между тем, как он играет джаз и как ведет концерт, есть заметная разница – в музыке он сосредоточен, экстравертен и напорист, а в конферансе царит ирония и поиск второго смысла.

Выделим два направления развития жанра. Во-первых, поиск талантов, который уже дал, например, и Ярославу Симонову, и Олега Аккуратова. Во-вторых, это образовательная программа фестиваля, которая включала и популярные лекции, и мастер-классы звезд. Появляются и центры креативной музыки в разных городах страны – один из концертов второй год подряд прошел в Туле – пусть их будет больше. Эти аспекты существуют в единстве и показывают уровень развития музыки – и как бизнеса, и как стиля, и как вида досуга, и как способа творчества.

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»