Брасс-состязание продолжается Конкурс Чайковского

Брасс-состязание продолжается

В Академической капелле Санкт-Петербурга вчера завершились конкурсные прослушивания участников первого тура в номинации «Медные духовые»

Из 14 выступивших конкурсантов было немало ярких личностей, одна из которых талантливая валторнистка из Кореи Хаери Ю. Это единственная девушка из всех участников брасс-состязания. Окончив Университет Ёнсе в Сеуле, Хаери успела завоевать немало побед на международных музыкальных конкурсах. Ее выразительную игру отличают элегантность и теплота. Вслед за прозвучавшим Концертом для валторны ми-бемоль мажор KV 417 Моцарта, Хаери виртуозно исполнила Скерцо «Охота» Виталия Буяновского и Баркаролу «Июнь» из цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского (в транскрипции Антона Усова).

Те же самые сочинения в утреннем блоке конкурсного прослушивания сыграли еще два валторниста: Андрей Смаль (Беларусь), артист Государственного академического симфонического оркестра России имени Светланова и Феликс Дерво (Франция), концертмейстер оркестра Лионской национальной оперы и Амстердамского Королевского оркестра Консертгебау. Оба одаренных музыканта необычайно разные творческие натуры. В сравнении с хладнокровным Моцартом Дерво у Смаля концерт для валторны австрийского гения прозвучал галантно и непритязательно. В Баркароле Чайковского Феликсу Дерво удалось передать элегическое настроение миниатюры с ее тончайшей лирикой. У Андрея Смаля очень  мягкий звук, свойственный этой пасторальной пьесе. Валторна звучала невероятно красиво и обволакивающе. Скерцо «Охота» Виталия Буяновского музыканты технично исполнили, свободно распоряжаясь тембровыми возможностями инструмента.

Замыкал первую четверку конкурсантов российский тубист Фёдор Шагов, выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных и Университета зальцбургского Моцартеума. В настоящее время музыкант является солистом Государственной академической симфонической капеллы России. Сначала Федор Шагов исполнил Вариации в старинном стиле Томаса Стивенса, старательно артикулируя фразы и безукоризненно чувствуя барочный стиль сочинения, а затем поразил своим неординарным прочтением сложнейшего каприччио Кшиштофа Пендерецкого. Бельгиец Жан Ксоннё, выступивший вслед за Федором Шаговым, оставил неординарные впечатления, благодаря своей интеллектуальной игре. Особенно запомнились его пылкое исполнение Адажио и Аллегро, соч. 70 Роберта Шумана.

Концертмейстер группы тромбонов оркестра Санкт-Петербургской государственной академической капеллы Дмитрий Крылов – превосходный музыкант. Кульминацией его конкурсного выступления стало безукоризненное исполнение Концерта для тенорового тромбона нижегородского композитора Аркадия Нестерова. Неистовые пассажи и оригинальный музыкальный язык сочинения оставили неравнодушной публику зала, устроившей музыканту овации.

Не менее достойным соперником Дмитрия Крылова стал итальянец Питер Стейнер, солист оркестра Венской государственной оперы и Венской филармонии. Он впечатлил своей феноменальной исполнительской техникой и широкой амплитудой звучания. Его игра была свободна и сугубо индивидуальна. Ярко и образно Питер передал характерные черты в каждом из прозвучавших произведений. После Симфонии Джованни Баттиста Перголези тромбонист стремительно и броско исполнил Концерт Лауни Грёндаля. Для Питера Стейнера конкурсное выступление оказалось сродни концерту, настолько артистичен и ярок он был на сцене.

Ту же программу представил швейцарский коллега музыканта Тобиас Лэнг, солист оркестра Цюрихской оперы. Еще один участник оркестра Государственной академической капеллы России Владимир Мезенцев (валторна) тоже участвовал в конкурсной программе. Концерт Моцарта в его исполнении прозвучал академично, а скерцо «Охота» Буяновского отстраненно и несколько суховато. Зато, какой удивительный звуковой мир открыл Владимир в Баркароле «Июнь» из цикла «Времена года» Петра Чайковского! Игра музыканта оказалась очень созерцательной, полной покоя и безмятежности.

Среди публики в зале Капеллы можно было увидеть немало петербургских музыкантов, один из которых Дмитрий Воронцов, артист группы валторн симфонического оркестра Мариинского театра.

Дмитрий Воронцов: «Все три дня играли очень сильные музыканты и это безусловно пойдет на пользу развития отечественной школы игры на духовых инструментах, потому что очень многие студенты проявили интерес к этому состязанию. Этим конкурсом удалось зажечь в ребятах какой-то огонёк. В зале чувствуется невероятный ажиотаж и это прекрасно! Конкурсанты общаются друг с другом, сравнивают инструменты, делятся опытом. Это живое общение одно из самых главных составляющих в конкурсе. Высочайший уровень музыкантов, которые к нам приехали – это для нас, петербуржцев просто большой праздник музыки! Будем ждать решение жюри. Думаю, что люди, которые там находятся, не могут дать неправильных оценок. Мне валторнисту, ученику Виталия Буяновского приятно было услышать в разных интерпретациях одно из его выигрышных сочинений скерцо «Охота». Очень достойно его сыграли все исполнители. Эта пьеса звучит сейчас на многих международных конкурсах в мире, что еще раз подтверждает востребованность нашей российской  школы игры на духовых. Мы должны во многом равняться на представителей нашей культуры, наших предков и быть достойными их».

Самым молодым участником в  номинации «Медные духовые» стал турецкий валторнист Бора Демир, солист Немецкого симфонического оркестра Берлина. Его трактовка концерта ми бемоль мажор Моцарта оказалась несколько тяжеловесной, временами не хватало сноровки и свободы исполнения. То же самое касалось прозвучавших затем сочинений Буяновского и Чайковского. Французский трубач Флоран Фарнье, выпускник консерваторий Анси и Парижа сейчас играет в Национальном оркестре Лиона. Исполнительское искусство этого интеллектуального музыканта находится на очень высоком уровне. Игру швейцарского тромбониста Лукаса Тифенталера, выпускника Берлинского университета искусств характеризовали упругость и чрезмерный педантизм. Концерт для тромбона Анри Томази Лукас сыграл весьма импозантно с элементами гротеска и самоиронии, а симфония Джованни Батиста Перголези оказалась ясной и цельной по форме. Последним участником программы первого тура стал виртуозный американский трубач Ансель Норрис, солист Филармонического оркестра Нейплса (Флорида, США). Безмятежно сыгранный им концерт ми бемоль мажор для трубы Йозефа Гайдна оттенили синкопированные «Каскады» Алена Виззутти и  романтическая «Легенда» Джордже Энеску.

В конце продолжительного музыкального дня конкурсного марафона все члены жюри после итогового обсуждения сообщили имена молодых музыкантов, кому довелось попасть на второй тур. Ими стали 16 человек: Юн Женг (Китай, валторна), Алексей Лобиков (Россия, тромбон), Флорис  Онстведер (Нидерланды, труба),  Хоу Чуан-ан (Китай, Тайвань, труба), Джон  Ромеро (США, тромбон), Даниэль Барт (Германия, туба), Келтон  Кох (США, тромбон), Майкл Бьюкенен (Великобритания, тромбон), Жасулан Абдыкалыков (Казахстан, труба), Бенджамин Голдшейдер (Великобритания, валторна), Энрике Сантос Коста (Португалия, туба), Хаери Ю (Корея, валторна), Феликс Дерво (Франция, валторна), Федор Шагов (Россия, туба), Питер Стейнер (Италия, тромбон) и Ансель Норрис (США, труба).

Прослушивания второго тура состоятся сегодня в Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга.

Сергей Давыдченко: <br>Конкурс – это огромное напряжение сил Конкурс Чайковского

Сергей Давыдченко:
Конкурс – это огромное напряжение сил

Зинаида Царенко: Выносливость – важное качество оперного артиста Конкурс Чайковского

Зинаида Царенко: Выносливость – важное качество оперного артиста

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – бренд, который работает всегда Конкурс Чайковского

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – бренд, который работает всегда

Вокальная перезагрузка Конкурс Чайковского

Вокальная перезагрузка

В номинации «Сольное пение» Конкурса имени Чайковского подвели итоги