Виталий Полонский: <br>Мы исповедуем любовь Персона

Виталий Полонский:
Мы исповедуем любовь

В концертном исполнении «Идоменея» роль хора показалась Ольге Русановой особенно значительной, и она  обсудила услышанное с Виталием Полонским, главным хормейстером Пермского театра оперы и балета и хора musicAeterna.

ОР «Идоменея» целиком я слушала сегодня впервые. И меня не покидало странное ощущение: казалось, сольные и ансамблевые номера – это типичный Моцарт, а вот хоры (а их тут много) будто написаны сегодня: в них какой-то другой нерв, другой драйв. Но этого же не может быть! Что это? Это вы так поете? Хотя, может быть, у меня одной такое ощущение?

ВП Во-первых, я также, как и вы, не могу сказать, что был знаком с этой музыкой – знал только один хор. И когда мы узнали, что будем работать над «Идоменеем», я стал много слушать эту оперу, сам играл ее. И буквально влюбился в эту музыку. Я не понимаю, почему она столь непопулярна, особенно в России. Я считаю ее выдающейся. При этом я не могу сказать, что полюбил «Идоменея» как оперный спектакль в целом, скорее именно музыкальные номера, они необыкновенной красоты. Относительно хора замечу, что не так часто в операх Моцарта он играет столь заметную роль. Например, в «Милосердии Тита» все совсем не так, поэтому в зальцбургской постановке «Тита» Питера Селларса мы пели много вставок из до-минорной мессы Моцарта. А в «Идоменее» довольно большие хоровые сцены, мало того, есть еще корифеи – два дуэта женских и полный квартет, и его обеспечивали артисты хора.

ОР Ваши солисты хора вообще отличились – один спел роль оракула, другой – даже заглавную партию, и очень успешно…

ВП Что касается оракула, то в постановке Питера Селларса в Зальц­бурге будет другой солист, а у нас сегодня – да, пел Витя Шаповалов, наш артист, которого я очень люблю. А титульную роль Идоменея спел Сережа Годин, тоже солист нашего хора. Я очень горжусь этими ребятами, ценю их: они суперпрофессионалы – и как ансамблевые певцы, и как солисты.

ОР Но все же, на ваш взгляд, хоровая музыка здесь выбивается из общего контекста?

ВП Не думаю, музыка такая же, как в ариях и ансамблях, просто в исполнении хора musicAeterna, возможно, она приобретает более концентрированное эмоциональное звучание. И потом, мы очень много работали с языком. Дикция у хора такая, что любой слушатель может каждое слово разобрать, на каком бы языке мы ни пели. Потому что с текстом у нас всегда идет очень тщательная работа. Это приоритет.

ОР И артисты все понимают, что поют?

ВП Да, конечно. Хотя я не могу сказать, что кто-то из них разговаривает по-итальянски, но те тексты, которые проходят через их вокальную практику, они понимают дословно.

ОР Ну, хорошо, дикция ли тому причиной или повышенная эмоциональность, с чем я не могу не согласиться, но факт остается фактом: хоровые фрагменты особенно ждешь, они каждый раз звучат как кульминация…

ВП Я сам сегодня был в роли зрителя-слушателя и, признаюсь, тоже их ждал. Потому что хоры в «Идоменее», в самом деле, яркие, эмоциональные, красивые по музыке и роскошно сделаны вокально. Впереди – Зальцбургский фестиваль, как я уже сказал, постановка П. Селларса.

ОР А здесь ее покажете?

ВП Нет, у Зальцбурга эксклюзивные права. Но, надеюсь, будет видеозапись. Что касается исполнителей, то из сегодняшнего состава в Зальцбурге будет только наш хор, исполнительница партии Илии Йинь Фан и Теодор Курентзис (дирижер-постановщик). Все остальные солисты другие, другой оркестр – Фрайбургский барочный, – впрочем, он нам хорошо знаком, мы с ним уже работали.

Дикция у хора такая, что любой слушатель может каждое слово разобрать, на каком бы языке мы ни пели. Потому что с текстом всегда идет очень тщательная работа

ОР Насколько аутентичны здесь инструменты?

ВП Все духовые аутентичны, это не современные инструменты, струнные соответственно – с жильными струнами. В качестве континуо использовался хаммерклавир. В оркестре также есть теорба, виола да гамба и гитара.

ОР А вам не кажется, что музыка «Идоменея» ведет напрямую к «Дон Жуану» – причем и в драматических, и в лирических эпизодах. Не к «Свадьбе Фигаро», не к «Волшебной флейте»…

ВП Да. «Дон Жуан», действительно, здесь слышится. Например, то, что поет Нептун, напоминает Командора. Правда, в этой опере не так много ансамблевых номеров – здесь больше сольных арий, но есть дуэт, трио и квартет. Зато здесь весьма эмоциональные аккомпанированные речитативы – именно как в «Дон Жуане».

ОР Хор в «Идоменее» – как в «Страстях» у Баха: все комментирует, на все реагирует. Но в то же время он воспринимается чем-то более самостоятельным – как некий коллективный «герой», причем очень активный… Многие события – буря, например, – «происходят» именно в хоре.

ВП Да, хотя у Баха тоже хор выступает и как действующий персонаж, и дает некие обобщения, моралите…

ОР А что сложнее – Моцарт или Сюмак, Бах или Ретинский?

ВП Все сложно. Это очень сложное искусство, то, чем мы занимаемся. Это не просто ноты. Нужно иметь богатый бэкграунд и желание искать истину, уж простите за пафос.

ОР Мне понравилось, как в конце хор друг другу аплодировал: левая и правая его половины встали лицом к лицу и благодарили коллег.

ВП В musicAeterna мы исповедуем любовь, мы живем в любви. В некоторых коллективах бывает так, что артисты хора боятся петь соло: как это, петь перед своими? У нас наоборот: если ты знаешь, что за твоими плечами хор, это придает силы. Поэтому ничего удивительного: они любят друг друга, они любят музыку. В общем, всё в любви.

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны

Нина Костенко: Все, что связано с Римским-Корсаковым, надо сохранить Персона

Нина Костенко: Все, что связано с Римским-Корсаковым, надо сохранить