Тропой сталкера Анонсы

Тропой сталкера

Краткий путеводитель по сезону 2019/20: Европа и ее дирижеры

Музыкальный туризм как перспективное направление культурного досуга за рубежом продолжает набирать популярность. В самом деле, почему, отдавая предпочтение экскурсионному формату отдыха, не совместить изучение музейных коллекций и достопримечательностей с походом на концерт или в оперный театр? Поклонники артистов – индивидуалы или целые фан-сообщества – и вовсе планируют любое свободное время так, чтобы минимизировать период расставания со своим кумиром. Музыканты зовут таких путешественников «сталкерами» (английское to stalk переводится как «преследовать»). Одни сталкеры, воспринимая освоение неизведанных концертных «зон» как приключение, делают ставку на эксклюзивные события, редкие названия и забытых авторов. Другие не сильно вдаются в подробности творческого пути идола – достаточно того, что предмет обожания находится на сцене, и созерцая его с первого ряда, вероятно, можно приблизиться к разгадке тайны гения.

Редакция «Музыкальной жизни» решила дать несколько подсказок поклонникам дирижеров – в каких городах Европы и в какое время будет горячо.


В погоне за волшебством: Теодор Курентзис

С некоторых пор Теодор Курентзис возобновил романтическую связь с Москвой. Европа же оценивающе изучает этого героя: «За дирижерским пультом – смесь Гленна Гульда с Куртом Кобейном», – пишет The Guardian. Оригинальные, бескомпромиссные взгляды Курентзиса возбуждают интерес у признанных мастеров, мистериально-драматический пафос его концертов эмоционально цепляет даже неподготовленного слушателя. Теодору удается сохранить таинственный ореол вокруг того, чем он занимается, а таинственное всегда притягательно, к нему тянешься бессознательно. Представив одну работу, Теодор создает интригу вокруг каждой последующей. На его «Идоменея» в Зальцбурге давно не купить билетов (даже тех, что по две сотни евро). Идентичная ситуация с фестивальными выступлениями Симфонического оркестра немецкого Юго-Западного радио (SWR). Вариант – обратить внимание на третий подряд персональный абонемент Курентзиса в Венском Концертхаусе.

Это целых восемь не дублирующих друг друга программ, первая из которых – концертная версия оперы Моцарта «Так поступают все женщины» с Надеждой Павловой в партии Фьордилиджи – будет представлена пермскими артистами в самом начале осени, 9 сентября. Оба зимних появления Курентзиса в австрийской столице связаны с личностью Малера: дирижер выбрал самое раннее симфоническое творение, экспонирующее музыкальный язык и философские взгляды молодого композитора, и перекинул мост к самому совершенному из всего созданного Малером – последней оконченной симфонии. Обе партитуры – Первая и Девятая – будут озвучены SWR оркестром (28 февраля 2020 и 16 декабря 2019 соответственно). Последнюю неделю марта Курентзис посвятит уже апробированному год назад амбициозному проекту – Бетховен-марафону: за пять вечеров musicAeterna одолеет весь симфонический цикл.

Альтернативная локация для поклонников Курентзиса – Люцерн, один из самых красивых городов немецкоговорящей Швейцарии. Кульминацией ежегодного музыкального фестиваля обещает стать трилогия Моцарта–Да Понте (12, 14, 15 сентября 2019) – конечно же, концертная, но с вишенкой на торте – с участием Чечилии Бартоли в одном из исполнений.

Кстати, в ноябре готический маэстро впервые встретится с оркестром Берлинской филармонии. Спешите видеть

Теодор Курентзис: Диссонанс – основа красоты

На большой глубине: Владимир Юровский

В творческом пространстве Владимира Юровского многое обусловлено процессом совершенствования – здесь непрерывное движение вперед сочетается с непрекращающейся внутренней душевной работой. Даже минуя непосредственный контакт с этим неповторимым индивидуалистским миром, но наблюдая издали, из зала, за его педантично и вдохновенно выстроенной жизнью, невозможно не почувствовать его огромную силу притяжения и мощное преобразующее начало. Обладатель целого комплекса незаменимых профессиональных и личностных качеств, Владимир Юровский, отправляясь в очередную глубоководную экспедицию по неизвестным и малоизученным территориям музыкального искусства, его европейской традиции, всегда точно знает, с какой командой – лондонской, берлинской или московской – сможет достичь желаемого результата. Слушатель, не пассивный, но сопереживающий и интеллектуально подключенный к процессу исследования, добровольно и бесстрашно спускается вместе с Юровским, современным капитаном Немо, на сотни метров под воду в голубой сумрак.

Юровский любит напоминать о своем хобби изобретателя эстетских концертных программ. Одни достигают поистине вагнеровского масштаба, что не каждой публике под силу, другие – лаконичны по содержанию и форме. И – что важно – не так часто повторяются, а то и вовсе эксклюзивны. Как и предыдущий герой этого текста, Юровский обратится к наследию Бетховена: к его 250-летию Лондонский филармонический оркестр запустит в британской столице проект Vision 2020 – в течение всего сезона классику будет оттенять звучание 2000-х (Томас Адес, Эйноюхани Раутаваара, Оливер Нассен, Анри Дютийё). Но и к известному портрету самого венского композитора Юровский готов добавить несколько штрихов. Так, в одной из программ (4 апреля 2020, Королевский фестивальный зал) дирижер собрал редкие сочинения молодого Бетховена, представляющие его как автора радикально мыслящего, дерзкого, в некотором отношении ультра­модернового: Траурная кантата на смерть императора Йозефа II, концертная ария «Ah! Perfido» для сопрано с оркестром на текст Метастазио (солистка – прекрасная Лиз Дэвидсен), Увертюра к пьесе А. Коцебу «Король Стефан» и Большая фуга (версия для струнного оркестра).

Еще одна важная для Юровского личность в сезоне 2019/20 – Антон Брукнер. К сожалению, следов крупнейшего симфониста конца XIX века до сих пор не найти в московских планах дирижера. Сложно сказать наверняка, по каким причинам худрук Госоркестра Светланова не готов предложить своим подопечным взяться за Брукнера, но факт остается фактом – Третью (8 декабря 2019) и Пятую (7 и 8 марта 2020) симфонии сыграет немецкий коллектив Юровского. Все три исполнения пройдут в Берлинском Концертхаусе.

Владимир Юровский представит в Москве главное сочинение своего деда

Смена игрока: Кирилл Петренко

23 августа для Берлинского филармонического оркестра начинается отсчет новой эры: в этот вечер состоится концерт-инаугурация нового главного дирижера – Кирилла Петренко. Европейское музыкальное сообщество возлагает большие надежды на этот творческий союз.

Уроженец Омска, крупного российского центра нефтехимической промышленности, Кирилл Петренко эмигрировал в Австрию в начале 90-х, несколько лет руководил Придворным оркестром в Театре Майнингена – в бывшей имперской резиденции в Тюрингии, ныне – городе высокого искусства. Вскоре перебрался из провинции в мегаполис и занял место музыкального директора берлинской Комише опер, а через несколько лет получил идентичную позицию в самом сердце Баварии. Все три города – Майнинген, Берлин, Мюнхен – роднят Петренко с Гансом фон Бюловым, который также возглавлял Берлинский филармонический. «Я ощущаю сильную связь с его традицией. В Майнингене мне посчастливилось провести много времени за изучением партитур Брамса с пометками фон Бюлова, в Мюнхене это были произведения Вагнера, а теперь мне доступны его ретуши бетховенских симфоний», – говорит Петренко.

Преемственность для нового шефа Берлинских филармоников – не формальность, но источник вдохновения, об этом дирижер намерен заявить первым же выступлением в сезоне. Торжественность момента подчеркнет и выбранное произведение – Девятая симфония Бетховена в оригинальной редакции. Другие направления, интересные и первоочередные для Петренко: малеровские симфонии (23–25 января 2020 – Шестая «Трагическая», 1 мая 2020 – Четвертая), русская классика – Чайковский (26, 29 августа 2019) и Рахманинов (12–15 февраля 2020 – «Симфонические танцы»), американский XX век (29–31 декабря 2019 – Бернстайн, Гершвин, Коул Портер), а также премьеры новых сочинений.

Человек исключительной скромности, интроверт, искренне влюбленный в музыку, Кирилл Петренко не привык выпячивать собственное «я» ни на сцене, ни за ее пределами. Он не большой сторонник общения с журналистами, формату интервью он предпочитает качественно выполненные записи (ищите рецензию на CD на с. 123). Кстати, в мае вышел его первый полноформатный диск с Берлинским филармоническим – Шестая симфония Чайковского.

Символ перемен: Янник Незе-Сеген

Янник Незе-Сеген – настоящая звезда по ту сторону океана. Осенью 2018 года он пришел в Метрополитен-оперу на место Джеймса Ливайна, жертвы движения против харрасмента. В театре не самая благополучная ситуация – продажи покрывают лишь всего треть расходов, так что на канадца упало бремя антикризисного руководителя. Экстраверт, доступный для общения, всегда с улыбкой на лице, Незе-Сеген, кажется, совсем далек от клише grand maestro, которых привыкли созерцать в стенах одной из крупнейших оперных компаний мира. Он пользуется авторитетом у коллег, комфортно ощущает себя в основном репертуаре, готов к экспериментам и диалогу с современными авторами, активно продвигает сочинения женщин-композиторов. При этом не ассоциирует себя с супергероем, призванным спасти гибнущую цивилизацию, – он верит в будущее Мет и видит свою функцию в том, чтобы обозначить свежие направления, сохранив при этом стандарты бренда с почти полуторавековой историей: «Пришло время артистам понять, что уже недостаточно исполнять великую музыку на высоком уровне, необходимо наладить связи с нашей аудиторией».

Профессия дирижера, как Незе-Сеген сам неоднократно признавался в интервью, спасла его от одиночества: Янник мог бы сделать карьеру блестящего пианиста, но оставаясь наедине с инструментом, не мог отделаться от чувства, что оторван от внешнего мира. Не хватало теплоты человеческого общения. Теперь, имея контракты с несколькими крупными оркестрами, он не сдерживает свою природную коммуникабельность. На сцене Незе-Сеген отдается музыке эмоционально, хотя все же старается сдерживать темперамент, подчинять его контролю.

Наиболее интересные появления канадского дирижера в сезоне 2019/20: с Роттердамским филармоническим оркестром он представит в Париже (17 февраля) и затем в Дортмунде (20 февраля) и Роттердаме (23 февраля) концертную «Женщину без тени» Рихарда Штрауса, а весной с Берлинскими филармониками выступит в Баден-Бадене (11 апреля) – в программе только Третья симфония Малера (солистка – Элина Гаранча).

Беглец из Нарнии: Робин Тиччати

Робин Тиччати – это имя в России знают, пожалуй, лишь те, кто пристально следит за музыкальными событиями в Соединенном Королевстве и Германии. Первые страницы творческой биографии этого молодого перспективного дирижера типичны для классического вундеркинда: мальчик учился играть на нескольких инструментах, преуспел в этом и попал в Национальный молодежный оркестр Великобритании. «Уже тогда у меня было собственное представление о том, как может звучать та или иная музыка. В какой-то момент я почувствовал, что хочу быть ближе к первоисточнику – партитуре», – рассказывал Тиччати в одном из интервью. В 21 год он получил свою первую серьезную занятость – стал помощником дирижера в Глайндборне, а уже в 22 был запечатлен в анналах истории как самый юный маэстро, когда-либо выступавший в Ла Скала.

Его музыкальные интересы необычайно широки – от сочинений барочных мастеров до оркестровых пьес современников (Эндрю Нормана, Хэлен Грайм). При этом Тиччати чувствует себя уверенно в классическом, романтическом репертуаре, не скрывает своей страсти к художественной атмосфере fin de siècle, охотно берется за композиторов XX века, чуть сторонится русской музыки, тяготея скорее к национальным школам Восточной Европы. Испытания оперными постановками он также преодолевает без потерь. А имидж добродушного, даже застенчивого парня, совершенно обезоруживающего своей почти детской искренностью и открытостью, делает его привлекательной медийной фигурой.

В 2017 году Тиччати вступил в серьезные отношения с Немецким симфоническим оркестром Берлина (ищите рецензию на CD на с. 123). В предстоящем сезоне у этого гармоничного союза как минимум три программы, достойные внимания. Одна из них (11 сентября) приурочена к десятилетию камерных концертов, получивших название «Notturno». Тиччати продирижирует в Новом музее в Берлине пьесу чешского композитора Ондржея Адамека «Sinuous Voices» для инструментального ансамбля, «Романс» Дворжака для скрипки с оркестром, Большую фугу Бетховена в переложении для струнного оркестра (версия принадлежит самому Тиччати) и «Testament» Бретта Дина – сочинение, рожденное под впечатлением от прочтения «Гейлигенштадтского завещания». Участие в концерте Кристиана Тецлаффа, немецкого скрипача-интеллектуала, добавит веса этому событию.

Две другие программы – доказательство преданности Тиччати музыкальному театру. Осенью (22 и 23 ноября) он обратится к драматической легенде «Осуждение Фауста» Берлиоза, вершине зрелого периода творчества французского романтика; на главную партию приглашен британский тенор Алан Клейтон. А 28 января 2020 года при участии студентов Высшей школы музыки имени Ганса Эйслера будет исполнена этически-нравственная камерная опера Бриттена «Поругание Лукреции».