Соловей в кандалах События

Соловей в кандалах

В РНММ состоялась презентация книги «Алябьев и его романсы»

Творчество композитора Александра Алябьева переживает в последнее десятилетие ренессанс: исполнители роют архивы, чтобы вернуть в репертуар богатое наследие композитора, исследователи пишут статьи, книги, изучая те же самые архивы и пытаясь истолковать волю автора. Среди них – Маргарита Букринская, референт отдела образования и науки департамента науки и образования Министерства культуры РФ, преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных, посвятившая себя Алябьеву и благородной цели его реабилитации. А обвинений в адрес человека, создавшего самый популярный русский романс – того самого «Соловья», известного во всем мире, – выдвигалось немало. Как пишет Букринская, «этот человек словно прожил несколько жизней, соединив все варианты биографий, который предлагала тогдашняя русская действительность. Знатное происхождение, подвиги в войне 1812 года, успехи первых театральных постановок» и… обвинение в убийстве и ссылка в Сибирь.

В книге дается изложение этих драматических страниц биографии, но не в этом главная цель. Букринской важно показать уникальность Алябьева-композитора, «обелив» его имя, на которое с давних пор были привешены ярлыки «второсортности» и дилетантизма. Конечно, серьезные музыканты к середине прошлого века усомнились в этом, но на смену одним мифам пришли другие. Так, после публикаций ряда расшифровок алябьевских рукописей Б.В. Доброхотовым, нашлись другие исследователи, заподозрившие почтенного музыковеда в фальсификации – якобы он сам «сочинил» все эти чудесные трио, увертюры и прочие вещи. Идея эта возникла потому, что в опубликованных произведениях вдруг услышался подлинный гений, композитор, бывший в курсе современных ему европейских течений и в то же время, обладавший индивидуальностью и даром предвидения.

Именно о последнем много говорится в книге Букринской. Выбрав локальную область – романсы, автор показала, насколько разнообразно этот жанр представлен у Алябьева. Военные песни, русские романсы, что совсем не то же, что romance française, романсы с хором, романсы с оркестром, баллады, элегии…

«Если же говорить об образном содержании алябьевских романсов, оно кажется неисчерпаемым. В них можно найти любовные темы, тоски по родине, одиночества, тягости неволи, разлуки с любимыми, темы смерти, странничества, мужества, борьбы с лишениями, темы сочувствия обездоленным и многие другие», – отмечает Букринская. – «Очень важно, что в романсах Алябьева появляется религиозная тема. Романс традиционно считался жанром сугубо светским. Алябьев одним из первых в русской музыке открыл, что языком лирического романса можно сказать о вере, о нравственных проблемах, долге человека перед Богом, смысле жизненного пути».

Как мы видим, что Алябьев наметил многие направления, по которым затем двигались как композиторы ближайших поколений – Глинка, Даргомыжский, так и следующие за ними кучкисты, Чайковский, Рахманинов.

Организуя повествование по хронологии, Букринская сильно облегчила читателям постижение феномена Алябьева. Мы словно проживаем вместе с ним его юность, «питаемся» его интересами – к «отеческим гробам» и к новомодным иностранным течениям, к цыганщине и к водевилям (глава «Иностранцы и современники»). Потом мы следим, как профессиональный военный все больше увлекается музыкой и, в конце концов, подает в отставку, чтобы целиком посвятить себя стезе свободного художника (глава «Цветник чувствительных сердец»). Сосланный в Тобольск, на свою малую родину, Алябьев начинает сочинять в новом для себя стиле, смело используя элементы местного фольклора, а также песни каторжников (глава «Соловей в кандалах»). Затем его жизнь и деятельность в Ставрополе, Пятигорске и Кисловодске («У врат Кавказа»), где романсы становятся, как у Шуберта, формой дневниковых записей. В них фиксируются личные переживания, подсмотренные юмористические и социальные сценки, выражаются мысли и чувства о бытие. Автор говорит о проявившейся стилистической множественности Алябьева, о его амплитуде от квази-барочной лексики к стилизации в народном духе. В главе «Страдай и верь» речь идет о последних годах Алябьева – о переезде вначале в Оренбург, затем в Московскую губернию (с запретом въезда в обои столицы), о его последних романсах, подытоживающих искания композитора.

Маргарита Букринская не оставляет нас один на один с грудой фактов, а вводит в мир музыкантских интерпретаций музыки Алябьева, пытаясь описать множественность трактовок, вплоть до современных эстрадных кумиров (Дятлов, Погудин). Наверное, компакт-диск в приложении к описанию только бы усилил эту главу книги. Пушкинская строчка в заголовке этой главы – «Веков завистливая даль» (из стихотворения «К портрету Жуковского») – метафорически определяет парадигму наследия Алябьева, его романсов «пленительную сладость», временами оказывающихся в категории «общественного достояния».

Книга легко читается – у автора есть литературный дар, что далеко не всегда бывает у серьезных исследователей, часто злоупотребляющих иностранной терминологией и абстрактными конструкциями. Яркость собственного мышления, четкость научной позиции и образность сравнений и выводов здесь вступает в перпендикуляр с цитатами из классических научных трудов (куда же без диалога с предшественниками!), которые смотрятся чужеродным телом, вовсе необязательным в данном контексте.

Книга создавалась к 230-летию со дня рождения Алябьева, и Маргарита Букринская уже имела возможность представить ее читателям в самых разных регионах, в том числе на родине композитора – в Тобольске. А недавняя презентация состоялась в конце сезона в Российском национальном музее музыки. И кроме разговоров о герое книги вновь звучали сочинения (романсы, квинтет для духовых инструментов), доказавшие лучше любых аргументов ценность и глубину художественного дара Алябьева.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди