Ключ от дверей События

Ключ от дверей

Фестиваль с таким загадочно-символистским названием в седьмой раз прошел на Луаре. Его «родители» – ​пианисты Людмила Берлинская и Артур Ансель. Пятидневный марафон посетило 1200 человек.

Места эти поэтичные и легендарные – шутка ли, если по берегам Луары и окрест расположено несколько десятков замков. Кто-то называет цифру 40, кто-то – 76… Их действительно много, и каждый навевает мысли о доблестных королях и прекрасных принцах, о галантных встречах и объяснениях в любви Прекрасной даме. Блуа, Шенонсо, Амбуаз, Монсоро – здесь творилась великая французская история! Теперь толпы туристов замирают перед великолепием архитектурных линий, перед пышностью убранства пристанищ монархов, вышагивают по дорожкам регулярных парков, бережно сохраненных бескорыстными меценатами и государством.

Неудивительно, что один из замков, Тальси, привлек внимание творческого и супружеского дуэта Берлинской и Анселя: небольшой замок с башенками, церковью уже сам является естественной декорацией, в которую замечательно вписался в этот раз ансамбль старинной музыки Alta capella из России.

Ансамбль Alta capella

Идеология фестиваля – в его коммуникативности, в стремлении организаторов разрушить барьер между сценой и залом, вовлечь зрителя в действо, творимое артистами. Поэтому тут поощряют общение с залом, непринужденные комментарии – всегда разные по подаче и контенту. Например, руководитель Alta capella Иван Великанов, первые девять лет живший в Париже, свободно мог на французском языке предварить опусы Клаудио Монтеверди, Диего Ортиса интересными историческими экскурсами, объяснить, почему популярную испанскую Фолию запрещали исполнять в церкви, или в чем сходство Ренессанса и джаза. И тут же устроить сейшн, показав, что старинные корнет и сакбут могут свинговать не хуже современных медяшек.

Выступление началось в замковой часовне, и показалось, что музыканты, одетые в ренессансные платья, сошли со стен, украшенных скульптурами святых в одеждах той же эпохи. А в финале певица Лилия Гайсина повела музыкантов вон из церкви, на лужайку. Озадаченная публика двинулась вослед, чтобы дослушать последние номера уже на воздухе. Кстати, погода в эти дни стояла экстремальная, где-то за сорок, и музыканты тревожились, как среагируют инструменты. Но все обошлось, и теорба, и барочная гитара в руках Марины Беловой, и виола да браччо (уже не фидель, но еще не скрипка) у Александра Горбунова, и духовые у Ивана Великанова и Андриана Принцева словно признали родную стихию и звучали в интерьерах ренессансной постройки очень аутентично.

«Семь лет семье – стоит что-то в себе поменять, чтобы избежать кризиса», – советуют психологи. Так и с фестивалем: чтобы не застаиваться, Людмила и Артур решили освоить новые пространства по соседству. И несколько концертов провели в симпатичном помещении Le Clos du Tilleul – комплексе фермерских построек. Это очень по-европейски – делать фестивали в амбарах, сараях, внутри которых все отделано «с иголочки», есть сцена, световая аппаратура.

На концерте Московского Синодального хора

В помещении так называемого Большого амбара состоялось открытие фестиваля, на котором была провозглашена магистральная тема – салон как центр притяжения. Она разворачивалась в программах по-разному. В первой, «Салон Мадам», в роли хозяйки выступила Людмила Берлинская. Прототипов ее амплуа – бездонная пропасть в одной только французской истории, от мадам Скюдери, чей салон гремел в эпоху Людовика XIV, до графини Греффюль, ставшей прообразом герцогини Германтской в эпопее Марселя Пруста. В салонах складывались и рушились репутации, а творцы и артисты считали за честь представить свое искусство.

Берлинская в красном вечернем платье стала центром притяжения этого вечера – и в амплуа «хозяйки дома», и музыкантски, взяв на себя львиную долю ансамблевых номеров. Певучий, элегантный звук ее рояля определил характер соль-минорного Квартета Моцарта – драматичного, но не напористого, чья страсть была подернута дымкой меланхолии. Эту интерпретацию приняли скрипач Алексей Лундин, альтистка Леа Хеннино и виолончелист Витаутас Сондецкис – музыканты впервые встретились в таком составе накануне, но фестивальный задор сотворил чудо ансамблевого согласия.

Изнуряющая жара, казалось, не способствовала погружению в серьезное искусство, но энтузиазм и увлеченность выступавших сумели переключить слушателей на свою волну. Чего им это стоило – особенно мужчинам, игравшим в концертных рубашках и пиджаках, – мы не узнаем, а вот порывистую Пассакалию Генделя у первой скрипки «Виртуозов Москвы» Алексея Лундина и красотки-альтистки Леа Хеннино вряд ли забудем. Как и знакомство с чудесным баритоном Жан-Кристофом Ланьесом, который на фестивале показал себя как тонкий камерный певец, хотя в его биографии есть успешные работы в постановке «Миранды» (по Пёрселлу) Кэти Митчелл в Опера Комик, в «Богеме» под управлением Марка-Оливье Дюпена, в планах – Пеллеас… На открытии, в частности, он вместе с Артуром Анселем исполнил несколько фрагментов из «Зимнего пути» Шуберта – «черные песни» об одиночестве и заброшенности человека в этом мире. В «Шарманщике» Жан-Кристоф удачно применил барочный прием безвибратного пения: «белый» звук передал то затаенное отчаяние и безысходность, которые подводят черту и в этом цикле, и в жизни самого композитора. Впрочем, существует и другой Шуберт – легкомысленный, душа общества, вечерами развлекавший друзей в домашних салонных вечеринках игрой танцев и песен. Тема с вариациями из его Квинтета «Форель» стала отличным завершением концерта, вернув зал в атмосферу игривости и шаловливости. Людмила Берлинская и ее струнная команда, к которой прибавился колоритный французский контрабасист Луи Сиракуза-Шнайдер, стилистически сблизили Шуберта с Моцартом, напомнив об их общих венско-классицистских корнях.

А еще в этот вечер со сцены звучала поэзия: стихи декламировали как сами артисты, так и зрители. Одна дама из публики выступила со своим собственным опусом, кто-то выбрал французскую классику, но трогательнее всего прозвучал Пушкин, представший чистым франкофоном. Знаменитый «Мой портрет» (его прочел Артур Ансель) был написан «солнцем русской поэзии» изначально на французском языке!

Участники программы «Парижское кафе»

В третий день градус музыкального напряжения еще более повысился, и на территории фермы Le Clos du Tilleul состоялось два концерта. Это тоже нововведение в укладе фестиваля. В шесть вечера слушатели собрались в помещении Малого амбара (а на самом деле весьма вместительной залы) на часовой реситаль пианиста Александра Карпеева. Наш бывший соотечественник, приехавший из Лондона, приготовил интригующую программу: Фантазию Шопена и этюд «Concerto» французского маргинала Шарля-Валантена Алькана. Интрига заключалась в том, что этюд этот оказался получасовым произведением дикой трудности. Разыгравшись на Шопене, пианист отважно бросился на покорение циклопического опуса и потряс воображение публики нагромождением пассажей, акробатических скачков в левой руке, бесконечными контрастами лирических и взволнованных эпизодов. Нельзя сказать, что исполнение убедило в том, что Алькан незаслуженно обитает на периферии интересов артистов. Но смелость Карпеева снискала стоячую овацию.

Разогретые слушатели перетекли в Большой амбар, чтобы погрузиться в непринужденную атмо­сферу парижских кафе. Эту программу придумал и срежиссировал Артур Ансель, создав причудливую, в духе дадаистов композицию про один день из жизни парижан-завсегдатаев кафе. Вот начинается утро, город просыпается – и звучит вторая часть из Секстета Пуленка. На авансцене – шикарные духовики ансамбля Ouranos, Ансель, комментирующий каждый номер по-французски и тут же садящийся за рояль, чтобы аккомпанировать следующее произведение. Парный конферанс взяла на себя Людмила Берлинская, переводившая для заметно увеличившейся русской аудитории его реплики. Получилась очень французская история в духе «Карнавала» Сен-Санса или даже «Parade» Сати – легкая, с остроумно и тонко подобранным плейлистом. И что важно – дух игры ничуть не сказался на качестве исполнения: тут артисты проявили самое серьезное отношение и были на высоте. Комплименты можно раздать всем без исключения, так как каждый номер оказался бриллиантом редкой огранки. Например, запомнилось Скерцо из Трио Хиндемита, в котором Алексей Лундин, Леа Хеннино и Витаутас Сондецкис продемонстрировали виртуознейшее владение пиццикато. Удачно вписались в контекст и авангардные багатели для брасс-квинтета Лигети, эффектно сыгранные ансамблем Ouranos.

Людмила Берлинская и Артур Ансель

Жан-Кристоф Ланьес на этот раз актерски представил «Четыре поэмы Аполлинера» Пуленка в дуэте с Людмилой Берлинской. Искусство музыкантов вызывало в воображении яркие портреты «Старых красавчиков», «Модельных красоток» (Pin-up girls) и «Нервных малышей» из цикла «Час пастуха» Жана Франсе. А закончилось все, как и водится в парижских кафе, всеобщей тусовкой и бурным весельем. Жан-Кристоф, как заправский шансонье, завел публику песней «Амстердам» Жака Бреля, а затем с ним в дуэте Людмила Берлинская, шаржируя Катрин Денёв, в белом паричке, исполнила знаменитую «Dieu est un fumeur de havanes» Сержа Генсбура. А Артур Ансель был неподражаем в образе тапера.

Четвертый день посвятили Бетховену – его трио исполнили Тошихиро Такаи, Ю-Сесилия Кудо и Дмитрий Берлинский. А потом свое прочтение венского классика представил гуру его творчества во Франции – пианист Франсуа-Фредерик Ги. Впервые фестиваль включил в программу выступление хорового коллектива – знаменитого Синодального хора, приехавшего из Москвы вместе со своим руководителем, дирижером Алексеем Пузаковым. В старинную, XII века церковь в соседнем городке Мер набилось немыслимое количество народа: подставляли стулья, чтобы вместить всех желающих послушать нашу русскую классику – традиционные знаменные распевы, партесные концерты, хоры Чайковского, Кастальского, Чеснокова и уже ближе к нам – Свиридова, митрополита Илариона. Так что усилия российских партнеров фестиваля – Министерства культуры РФ, радиостанции «Орфей» и компании «Северсталь», поддержавших приезд коллективов из России, – увенчались очевидным триумфом.

И, конечно, фестиваль – это общение. Тут никто не бежит домой на аплодисментах, после концерта распахиваются двери, и на воздухе, напоенном ароматом полевых трав, за бокалом молодого вина слушатели имеют возможность поблагодарить артистов, взять автограф и просто обменяться впечатлениями. Что все и делают – не торопясь смакуют эти драгоценные мгновения.

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады