SOUND UP События

SOUND UP

постшопеновская эпоха

В Новой Третьяковке с участием Алексея Любимова, Владимира Мартынова и Михаила Дубова прошел первый ежегодный фортепианный фестиваль Sound Up Fortе, объединивший представителей академической, электронной и экспериментальной музыки.

«Не знаете, что происходило с фортепиано после Шопена?» – буквально кричаще спрашивает современное поколение заголовок одного из топовых журналов, анонсируя очередное событие, призванное восполнить пробелы в наших знаниях о новшествах времени. Очередное – потому, что в окружающем нас культурном контексте в этом направлении делается немало. Различные фестивали современной музыки от почтенной «Московской осени» до проектов молодых энтузиастов с дерзостью штурмуют столицу.

Другое дело, что «раз в год и палка стреляет», а иными словами: срабатывают российские попытки расширить наше представление о пространстве новой музыки пока лишь на узкую аудиторию. Действительно, проблема существует, поскольку для большинства людей музыкой остаются произведения Бетховена, Верди, Чайковского.

Каждый вновь появляющийся фестиваль всегда пытается по-своему найти путь к решению «агитационной» проблемы. Относительно Sound Up Fortе, задел на успех начинается с внешнего и немаловажного фактора. Довольно продолжительный фестивальный вечер организаторы задумали как максимальное погружение в формате светского, даже гламурно-светского раута.

С семи до восьми вечера, и позже в антрактах между музыкальными сессиями, гости имели возможность посетить «особое пространство удвоенных впечатлений Dewar’s Double Bar»: как было заявлено в рекламе, «это, во‑первых, бар с коктейлями Tommy D Sour и Coconut Highball на основе виски двойной выдержки». А уже второй частью пространства стал любопытный перформанс Юрия Квятковского – своеобразный психологический тест в зеркальной комнате, где предоставляли возможность чуть покопаться в себе и поразгадывать тайны своего «второго я».

Так или иначе, «встречают по одежке», которая для многих любителей подобного непринужденного времяпрепровождения оказалась весьма привлекательной. Далее следовал организаторский «ход конем»: зазвучала весьма непростая музыка, и в большом количестве.

«Коктейль» нового слова фортепианной музыки составили из имен, хорошо известных в профессиональной среде, что в какой-то степени можно считать гарантией качества. Ведь главная проблема музыки XX–XXI веков не в количестве (ее очень много), а в качестве: сложно найти бриллиант. Итак, в концертную программу вошли сочинения таких композиторов, как, например, Филип Гласс и Хельмут Лахенман, из русских в список попали Владимир Мартынов, Дмитрий Курляндский, Павел Карманов.

В чем идея фестиваля? Диалог между представителями академической сцены и экспериментальных жанров. Пожалуй, добровольное столкновение поколений, имеющих что сказать друг другу. Куратором академической части стал известный пианист, лишенный предрассудков и закостенелости, открытый всему новому Алексей Любимов. Он и его коллеги Михаил Дубов и Владимир Иванов-Ракиевский исполнили сочинения второй половины XX века.

Условно «электронная» часть плейлиста фестиваля – три эксперимента с синтезом акустического и электронного звучания. Петербургский битмейкер Георгий Котунов (Long Arm) соединил неоклассику с даунтемпо, исполнив специальный фортепианный сет с подключением электроники и камерного ансамбля. Продюсер и композитор Azamat усилил фортепианный тембр электроникой, струнным квартетом и вокалом. Роман Литвинов (Mujuice) представил премьеру концертного исполнения своего альбома «Metamorphosis» с фортепиано и камерным оркестром (аранжировка Андрея Бесогонова, дирижер – Станислав Малышев).

Владимир Мартынов

Слушая эту новую или незнакомую музыку молодежи, можно ставить перед собой бесконечный ряд вопросов и задач. Возникают аллюзии, сравнения: чаще немузыкального, а бытового характера. Фестиваль фортепианной музыки? Тогда как осмыслен инструмент? И если он используется как ударный, то так делал еще Прокофьев, но ему удавалось развивать при этом музыкальную мысль, опираться на идеи. А должно ли сегодня все это удаваться тем молодым музыкантам на сцене?

Если вернуться к разговору об идее фестиваля с диалогом поколений, имеет смысл прокомментировать интересный прецедент. Портал Esquire задал пианисту Алексею Любимову и электронщику Роме Литвинову (Mujuice) 10 вопросов о музыке, среди них: «Каких современных музыкантов не забудут через 100 лет? Есть ли музыка, которую вы терпеть не можете? Какое будущее у музыки?» Любимов и Литвинов ответили на вопросы по-разному. И вот парадокс: достаточно убрать имена, и неясно, кто из них представитель нового поколения – «витиеват» второй и азартен первый.

Оптимистичен, мудр и прозорлив Алексей Любимов: «Музыка очень быстро исчезает. Ее забывают. Создать что-то прочное очень сложно. Мне кажется, через сто лет не останется ни одного сегодняшнего музыканта, которого будут вспоминать. Сейчас такой темп – музыка постоянно меняется, и каждое следующее десятилетие отбрасывает в прошлое, предыдущее. Раньше многие композиторы мечтали остаться в истории. А сейчас спросите любого: хотят они этого? Никто не хочет. Им важно жить сегодняшним днем».

Волею судьбы получилось, что наиболее ярким эпизодом Sound Up Fortе стало исполнение «Переписки» двух композиторов – Владимира Мартынова и Георга Пелециса. Автор произведения Владимир Мартынов исполнил его в дуэте с Михаилом Дубовым.

«Переписка» была создана в 1985 году и с тех пор весьма популярна. По пересказанной легенде, когда-то Пелецису во сне пришла музыка без авторства и даже без конкретной стилистики. Записав «сновидение», Пелецис послал набросок Мартынову, а тот отправил другу ноты, в конце которых написал: «Жду ответа». Так появилось сочинение-диалог двойного авторства.

Но стилистика в музыке Мартынова и Пелециса не просто есть, а именно она и играет определяющую роль. Ее варианты и преобразования проносят перед слушателями невероятную палитру эмоциональных комплексов, закрепленных за разными стилями: здесь и Шуман, и рок-музыка. Необычный, но захватывающий эффект.

Как всегда в случае с современной музыкой – в фестивальной программе было много любопытного и полезного, но не меньше затянутого и туманного. Без сомнения, то, что такой крупнейший проект, как Sound Up, взял под свое крыло еще один вектор движения, а именно перспективное развитие фортепианной музыки, – хороший и многообещающий знак. Будем ждать продолжения.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии