«Мелодия» продолжает выпуск исполнений Марии Юдиной

21.10.2019
«Мелодия» продолжает выпуск исполнений Марии Юдиной

Второй том Большого собрания записей Марии Юдиной в цифровом формате посвящен венско-классическому репертуару. В сентябре к юбилею пианистки был выпущен первый том Большого собрания, посвященный Баху. Этот альбом был прослушан более 310 тысяч раз на платформах Spotify и Apple Music. Страны-лидеры прослушиваний: США, Бразилия, Мексика, Великобритания, Испания. 

«Мелодия» отреставрирует все записи Марии Юдиной, хранящиеся в архиве. Более 35 часов музыки станут доступны слушателям на цифровых площадках до конца 2019 года.

В многомерном пространстве исполнительских интересов Юдиной трудно выделить одну магистральную линию. Однако при безусловном «бахианстве», при ее острейшем интересе к новому и современному, фундаментом репертуара Юдиной оставалась классико-романтическая фортепианная музыка.

Венская классика традиционно составляет стержень академического пианизма. Другое дело, когда к клавишам прикасаются руки великого Музыканта – тогда заигранные шедевры получают новое рождение. Именно так происходило на концертах Марии Юдиной.

Для нее не существовало «вчерашнего», музейного искусства – и венские классики звучат в прочтении Юдиной со всей остротой противоречий, трагических конфликтов бытия. Даже гармоничную идиллию моцартовских сонат она трактовала как недосягаемую иллюзию прекрасного, сопровождая ее в своих концертах стихами поэтов-современников. А какая необъятная вселенная раскрывается в мире моцартовской меланхолии, в до-минорном и медленной части ля-мажорного фортепианных концертов! Недаром столь устойчивая, сколь и неподтвержденная легенда о «пианистке и тиране» (как Сталин случайно услышал Юдину по радио, распорядился записать пластинку, наградил ее «по-царски», а в ответ получил бесстрашное письмо) связана именно с «юдинским» Adagio из фортепианного концерта.

И все же Бетховену она отводила особое место. Подобно Баху он был для Юдиной одним из демиургов-творцов, создателей мировой музыкальной вселенной. Ее «Путь к Бетховену» был долог и труден, но может быть, именно потому ее интерпретации поздних сонат, масштабных вариационных циклов, Четвертого и Пятого концертов, при всей их спорности, имели магнетическую, необъяснимую власть над слушателем. Эта власть сохраняется и сегодня, сквозь все технические огрехи несовершенных концертных записей.

Звуки бетховенской симфонии стали неожиданным, но символичным завершением гражданской панихиды по Марии Юдиной, проходившей в фойе Большого зала Московской консерватории. Наверху, в зале, шла репетиция оркестра филармонии. Как вспоминала Вера Горностаева, «…музыканты вместе с инструментами по собственному душевному движению спустились в полном составе вниз и, установив между колоннами стулья, сели, чтобы играть. Зазвучала Седьмая симфония…»

 Часть записей Большого собрания публикуется впервые.