Gabriel Prokofiev <br>Signum Classics<br>CD
Релизы

Gabriel Prokofiev
Signum Classics
CD

Если совсем недавно ди-джей, композитор и создатель лейбла Nonclassical Габриэль Прокофьев работал на стыке жанров, создавая remix на Девятую симфонию Бетховена или исполняя «Трен» Пендерецкого вместе с авторскими электронными сетами в рамках Non-classical Night в ночных клубах, то сегодня он все больше погружается в мир академической традиции – пишет струнные квартеты, пьесы для симфонического оркестра и дебютирует как оперный композитор (премьера оперы «Элизабет» состоялась в январе 2019 года в Регенсбурге). Ореол «композитора-классика» создается уже при жизни Габриэля – телеканал BBC в проекте «Десять пьес для детей» назвал его Концерт для ди-джея с оркестром в качестве обязательного к прослушиванию учащимися средней школы наряду с сочинениями Баха, Гайдна, Бизе, Верди и Шостаковича.

G. Prokofiev – Bass Drum Concerto: I. Lento Scuro (Bass War)

Новый релиз Габриэля Прокофьева с Уральским филармоническим оркестром подтверждает намерение композитора закрепиться в мире contemporary music и создать оригинальный язык, построенный на сплаве электронных танцевальных ритмов и идиом академического музыкального искусства. Релиз выпущен на лейбле Signum Classics и объединил два концерта для солирующих инструментов с симфоническим оркестром: для большого барабана (написанный еще в 2012 году) и для саксофона (премьера состоялась в 2016-м).

Наибольший интерес представляет Концерт для большого барабана с оркестром. Скажем прямо: сочинение не имеет аналогов в мировой музыкальной литературе. Концерт был вдохновлен фигурой музыканта-виртуоза Джоби Бёрджесса, который и стал его первым исполнителем. «Он показал мне целый океан новых звуков, с которыми я прежде не сталкивался», – восторженно отзывался о работе с Бёрджессом композитор. По мысли Прокофьева, его задачей было исследование звука как такового, хотелось экспериментировать с разными приемами. Поэтому в партитуре можно встретить игру с использованием металлических цепей или палочек из гавайского бамбука. Любопытно, что периодически в Концерте ощущается агрессивный бит, ассоциирующийся с grime music – музыкальным жанром, которым долгое время увлекался Габриэль.

G. Prokofiev – Saxophone Concerto: III. Large mesto

В Концерте для саксофона с оркестром Прокофьев поворачивает в сторону, которую многие современные композиторы считают архаичной – создает мелодию. Такой вектор выбран по просьбе саксофониста Брэнфорда Марсалиса. По его заказу и было написано это произведение. В четырехчастном концерте автор с легкостью соединяет академические традиции прошлого и «фишки» из мира танцевальной электронной музыки – имитирует скретч или репетитивность хип-хопа. Оркестр под управлением Алексея Богорада тонко реагирует на все нюансы, прописанные в партитуре, создавая выпуклый и прозрачный аккомпанемент. По сравнению с Концертом для большого барабана, саксофоновый лишен цельности, эклектичен по приемам. Или наоборот – быть может, эта эклектичность является концептуальным замыслом? Вторую часть, к примеру, композитор характеризует «в духе сюит Баха с минималистскими изгибами». В этом весь Габриэль Прокофьев – дерзкий знаток клубной культуры и примерный композитор-академист с нотной бумагой и карандашом в руках.