Владимир Юровский: <br>Необходимо вынимать современную музыку из гетто Персона

Владимир Юровский:
Необходимо вынимать современную музыку из гетто

В Бухаресте завершился крупнейший в Восточной Европе XXIV Международный музыкальный фестиваль имени Джордже Энеску. Этот уникальный в своем роде по формату программ, масштабу событий и универсальности репертуара фестиваль является символом культурной жизни Румынии, данью уважения памяти национальной гордости – композитора Джордже Энеску, который сравнивал музыку с «языком сердец, несущим любовь и братство всем, кто разделял ее верования и обычаи».

В 2017 году художественным руководителем фестиваля стал Владимир Юровский. В этом году он трижды выступил в Бухаресте с возглавляемыми им коллективами – Симфоническим оркестром Берлинского радио и Госоркестром России имени Е.Ф.  Светланова.

О том, как развивается фестиваль, насколько сегодня популярна музыка Энеску, о своей любви к сочинениям современных композиторов Владимир Юровский рассказал Виктору Александрову.

ВА Владимир Михайлович, какие основные цели и задачи вы ставили перед собой, согласившись на руководство фестивалем Энеску?

ВЮ Я был крайне удивлен предложением дирекции фестиваля, так как успел зарекомендовать себя лишь одним исполнением музыки Джордже Энеску – Третьей симфонией. Ее же мы записали с Лондонским филармоническим оркестром на диск. Для румын же это стало огромным событием, и Румынский культурный центр помог нам в том исполнении финансово. Затем с лондонцами и приглашенными солистами мы представляли в концертном варианте оперу «Эдип». В британскую столицу специально был приглашен Румынский национальный хор (также при поддержке Института культуры и посольства). Впоследствии менеджмент фестиваля обратился ко мне с вопросом о художественном руководстве, что меня сначала смутило, но потом я понял, что румынам необходима знаковая творческая фигура во главе фестиваля, которая любит и ценит музыку Джордже Энеску и готова ее пропагандировать в дальнейшем по всему миру. Но это только часть моей задачи.

Прежде всего, в своей культурной миссии я преследую те же самые цели, к которым стремлюсь и в своей работе в Москве с Госоркестром: популяризация современной музыки, редко исполняемых произведений, музыки незаслуженно забытой или же вообще канувшей в лету. Что касается фестиваля Энеску, то мы приглашаем на него огромное количество исполнителей, соблюдая определенный баланс: не только выдающиеся западные коллективы, но и крупные оркестры, ансамбли, солисты и дирижеры из Центральной и Восточной Европы имеют возможность выступить на этом уникальном празднике музыки.

Госоркестр, неоднократно бывавший на бухарестском фестивале в далеком прошлом, в этот раз дал два концерта. Одну из программ дирижировал я, а другую – молодой румынский дирижер Габриэль Бебешеля, который, кстати, очень успешно дирижировал и моим оркестром Берлинского радио и даже записал с ним замечательную малоизвестную кантату Энеску «Strigoii» («Призраки»). Готовясь со Светлановским оркестром к бухарестским гастролям, по просьбе устроителей фестиваля мы выбрали Вторую симфонию Энеску. Мы сыграли ее несколькими днями раньше в Москве на открытии нового сезона, в традиционном концерте памяти Евгения Светланова. Это было первое российское исполнение сочинения.

ВА Творчество Энеску необычайно многогранно. На ваш взгляд, какой след он оставил в истории музыки?

ВЮ К сожалению, его сочинения до сих пор недостаточно широко представлены на концертных площадках мира. В сознании людей Энеску прежде всего ассоциируется с исполнительской деятельностью. Он был гениальным скрипачом и замечательным дирижером, превосходным педагогом, учителем Иегуди Менухина. Однако композитором Энеску был не менее значительным, чем, например, Рахманинов для нас. В румынской музыкальной культуре Энеску занимает такое же место! Может быть, его музыка не столь популярна и доступна, как, скажем, Второй фортепианный концерт Рахманинова. Она скорее сродни поздним симфоническим произведениям Рахманинова, в ней есть некоторые пересечения с оркестровыми партитурами Мечислава Карловича, Йозефа Сука, Витезслава Новака, Кароля Шимановского, иногда Александра фон Цемлинского. Это целый ряд авторов начала XX века, творчество которых до сих пор остается в тени музыки других, более известных композиторов. Мне очень интересно дирижировать произведения Энеску, и я вижу в этом просветительскую задачу. Я хочу расширить репертуар оркестров, которые сотрудничают со мной, включив в него произведения композитора.

ВА Любая из стран могла бы позавидовать организации столь грандиозного фестиваля, уникального по своим масштабам и концептуальным программам. Что его отличает от других международных музыкальных форумов?

ВЮ Есть сравнимые по масштабам фестивали, среди которых лондонский BBC Proms или небезызвестный фестиваль в Эдинбурге (посвященный, впрочем, в первую очередь театральным акциям). Однако по своему размаху фестиваль Энеску можно сопоставить лишь с Променад-­концертами в Лондоне. Есть фестивали в Зальцбурге и Экс-ан-Провансе, и, если говорить о сугубо музыкальных форумах, фестиваль Джордже Энеску в Бухаресте – единственный, который может даже в чем-то их и превзойти.

ВА Среди обширной палитры жанров фестивальной программы особое внимание уделено опере, причем композиторов разных эпох: от барокко до современности. В чем ее основное предназначение, на ваш взгляд?

ВЮ Оперы исполнялись на фестивале Энеску с давних пор, но все же не очень часто. После успешного концертного исполнения «Эдипа» в Лондоне я счел необходимым предложить организаторам фестиваля всякий раз включать в афишу никогда не звучавшие в Румынии сочинения из оперной классики XX века. В этом году таких опер оказалось три: «Женщина без тени» Штрауса (ее румынскую премьеру я представил вместе с солистами, хором и оркестром Берлинского радио), «Моисей и Аарон» Шёнберга и «Питер Граймс» Бриттена. Я хочу, чтобы в дальнейшем на каждом фестивале обязательно исполнялись новинки для румынской публики, хочу сделать это незыблемой традицией. И вообще, считаю, что опера, больше чем любая другая форма искусства, способна объединять музыку и текст, звук и видение, человека и мир, чтобы глубоко исследовать те вопросы, которые волнуют не только композиторов и исполнителей, но и всех людей вокруг.

ВА Музыка современных композиторов занимает едва ли не главное место в перечне событий фестиваля. Она становится уже доступной широкому кругу слушателей.

ВЮ Да, это тоже было моей инициативой. В разговоре с исполнительным директором фестиваля Михаем Константинеску я сделал акцент на том, что необходимо вынимать современную музыку из гетто. Отдельные программы, посвященные музыке композиторов нашего времени, – это очень хорошо! Такие творческие лаборатории нужны как воздух и молодым композиторам, и исполнителям их сочинений. И все же крайне важно введение современной музыки в рамки академического контекста. Поэтому я и призвал своих коллег-дирижеров включать современные сочинения в серию программ «Великие оркестры мира». Я сам дирижировал две румынские премьеры: «Discorso» Георга Катцера с оркестром Берлинского радио и «De Profundis» Алексея Ретинского – с ГАСО.

ВА Мотто нынешнего фестиваля – «Мир в гармонии». Способна ли сегодня музыка объединять сердца людей, делать мир чуточку добрее и желаннее?

ВЮ Мы пытаемся достичь этого. Не скрою, с годами я становлюсь более пессимистичным по этому поводу, потому что, несмотря на все усилия, о гармонии в мире говорить не приходится. И как раз сегодня снова возникает опасность не просто холодной войны, но войны открытой, уничтожительной и разрушительной. Мир находится в разброде после тридцати лет существования в относительном спокойствии. После падения Берлинской стены и развала Восточного блока появилось огромное количество новых «горячих точек», да и внутри Европы страны конфликтуют между собой – мы видим, что происходит в Англии, наблюдаем опасность правого уклона в Германии, Франции, Венгрии, Польше… Я считаю, что сейчас, как никогда, необходимо прилагать все усилия для того, чтобы люди продолжали общаться друг с другом хотя бы в контексте культурных событий. Неважно, ладят или нет между собой политики, люди, которые поддерживают культурную жизнь во всех цивилизованных странах, должны продолжать общаться и тем самым строить мостики к мирному сосуществованию всех жителей планеты.