Busoni Piano Concerto Gerstein<br>Boston Symphony Orchestra<br>Oramo<br>Men Tanglewood Festival Chorus Myrios Classics
Релизы

Busoni Piano Concerto Gerstein
Boston Symphony Orchestra
Oramo
Men Tanglewood Festival Chorus Myrios Classics

Живая запись концерта 10–11 марта 2017 года из бостонского Symphony Hall, осуществленная на лейбле Myrios Classics, не должна остаться незамеченной в среде настоящих ценителей – гурманов! – музыки. Одно лишь исполняемое произведение – Концерт для фортепиано, оркестра и мужского хора C-dur op. 39 Ферруччо Бузони, величайшего пианиста и оригинальнейшего композитора своего времени – стоит того.

Пожалуй, это самый необычный и самый редко исполняемый фортепианный концерт за всю историю жанра. Пять частей (третья часть Pezzo serioso, в свою очередь, состоит из четырех «глав»; как бы «концерт в концерте» со своей внутренней драматургией), хоровая партия в Финале, продолжительность более 70 минут – это поистине симфония, сродни бетховенской Девятой. Но невероятная, если не сказать трансцендентная, сложность фортепианной партии делают произведение настоящим вызовом для исполнителей. И, к сожалению, мешают его популярности: очень немногие пианисты решаются этот вызов принять.

Кирилл Герштейн, американский пианист российского происхождения, как раз является мастером листовско-бузониевского толка. Ему одинаково доступны все виды фортепианной техники – от мелкого «рассыпчатого бисера» до «многоярусных» аккордов, не деревянно-грохочущих, но певучих и наполненных «грудными» обертонами.

Герштейн предстает в Концерте не только как безупречный виртуоз, но и как тонко чувствующий художник-­философ. В этом ему помогает ведущий оркестровый коллектив США, Бостонский симфонический оркестр под управлением финского дирижера Сакари Орамо.

«Конек» Орамо – в первую очередь музыка позднего романтизма рубежа XIX–XX веков. Кстати, живя одно время в Гельсингфорсе (Хельсинки), Бузони был учителем Яна Сибелиуса, одного из любимейших композиторов Орамо. И именно в романтическом Концерте Бузони дирижер и пианист по-настоящему нашли друг друга! Они гармонично и естественно взаимодействуют в своей излюбленной стихии – то рисуя широкими мазками лирический пейзаж (в первой части Prologo e Introito), то восторженно ликуя (во второй части Pezzo giocoso), то отдаваясь неистовой пляске (четвертая часть All` Italiana) и, наконец, восходя от траурного марша к торжественному гимну (в Финале Cantico), в котором сливаются воедино фортепиано, оркестр и человеческий голос (Танглвудский фестивальный хор). Бузони взял отрывок из пьесы датского писателя Адама Готлоба Эленшлегера «Аладдин, или Волшебная лампа» (изначально по этой пьесе он собирался написать оперу). И если попробовать передать в нескольких словах суть его феноменального Фортепианного концерта, то лучше всего воспользоваться последними строками из Финала: «Жизнь и смерть, играя, сменяли друг друга… Мертвый мир отныне воскрешен, и стих умолкает, воздавая хвалу Божеству!»