“Машина времени”. Полвека в движении
Книги

“Машина времени”. Полвека в движении

Михаил Марголиc рассказывает историю легендарной группы, отмечающей в этом году 50-летие

Фамилия автора и тема книги, биографии самой известной российской рок-группы, заставили достать с полки том «противоположного», белого цвета, написанный тем же человеком на похожую тему – «Затяжной поворот. Группа “Машина времени”. 40 лет: этапы большого пути». Итак, прошло десять лет. Очевидно, что новая книга должна развивать предыдущую, вырастать из нее, как молодое дерево. Скажем сразу – «вырастить» удалось, причем нечто другое, новое, хотя корни, естественно, остались неизменными.

Встретим том «по одежке»: на обложке людей меньше, чем было в 2009-м, группа теперь официально – трио, но заметим, что и на обложке предыдущего тома это трио (Андрей Макаревич, Александр Кутиков, Валерий Ефремов) стоит в первом ряду, очевидно, чувствуя себя основой команды. Как и обложка, все издание стало принципиально строже и серьезнее. Нет «актуальных» разбивок текста, которые, очевидно, диктовались взбрыкивающим дизайнерским креативом. Отметим фотографии, они стали цветными, некоторые – больше, они умнее расположены.

В первые десятилетия своей жизни «Машина» говорила символами и образами, которые были энергетически и интеллектуально в резонансе с общей, народной жизнью и мыслью. Это была игра, за которой узнавался большой мир вокруг, а это уже автоматически оказывалось для большинства попаданием в индивидуальный мир, сознания отзывались, раскрывались. Да и софт-арт-роковые аранжировки оказывались близки многим. Сейчас же группа иногда уходит в более узкие, более личностные переживания, сообщает свои мнения, которые уже каждый оценивает по-своему, единство возникает реже и воспринимается группа иначе. Вот тут-то история давних лет оказывается весьма кстати, делает картину объемнее, объективнее, логичнее.

Изменения состава, непростые отношения с бывшими коллегами были понятным ограничением при создании предыдущего тома. В новой книге эти проблемы сняты, тут присутствуют в качестве спикеров «все», за понятными исключениями – среди экс-участников есть те, кто уже ушел из жизни. Очевидны и объективные ограничения, связанные с тем, что биография авторизована, то есть создавалась при участии героев повествования. Слова на обложке «настоящая история» можно считать рекламным ходом, абсолютная объективность не является нормальным человеческим качеством, это черта скорее компьютера. Но книга с этой проблемой борется, вспоминает проблемы и неприятности – от профессионально недалеких советских худсоветов до актуальных блогеров, которые, как правило, теперь еще и непрофессиональны.

Конечно, в книгу добавлено подробное описание истории команды за эти десять последних лет. Это действительно второй том истории, в чем-то повторяющий, а в чем-то продолжающий первый. Определим его как углубление в историю «Машины». Кстати, на пресс-конференции, посвященной выходу книги, был предсказан выход следующего тома, через такой же промежуток времени. И это не выглядело хвастовством – группа доказала свою живучесть и потенциал. Что же делать, хорошо, подождем, подумаешь, каких-то десять лет…

Романтик на переломе эпох Книги

Романтик на переломе эпох

Признание в любви к звезде потерянного поколения

Знакомые все лица Книги

Знакомые все лица

Союз композиторов России и «Музыкальная жизнь» представили календарь на 2024 год с композиторами-юбилярами

Слово берут «носители» языка джаза Книги

Слово берут «носители» языка джаза

Летопись музыкальной свободы и рассказ о любви к переменным ритмам

Дорогой Коган, верьте в свои силы Книги

Дорогой Коган, верьте в свои силы

В издательстве «Композитор» вышел том эпистолярного наследия Леонида Когана и его корреспондентов, подготовленный Евгенией Кривицкой