Тюляк, друг Садко События

Тюляк, друг Садко

На сцене театра им. Н. Сац в рамках фестиваля "Видеть музыку" состоялись гастроли оперной студии Казанской консерватории с национальной оперой Назиба Жиганова «Тюляк»

Несмотря на статус Жиганова как национального классика, его вклад в развитие культуры Руспублики Татарстан, включая основание Казанской консерватории, эта опера долгое время находилась вне репертуара, и лишь два года назад была возрождена в новой редакции дирижера Рината Халитова.

Тюляк — по сути духовный преемник Садко, но гораздо скромнее и вместо личных целей преследует общественные, становясь в первые ряды битвы булгар с монголами. В отличие от большинства исторических опер, здесь в либретто лирика и эпос примерно в равном соотношении. Главные темы — это традиционный конфликт между долгом и чувством. Сводные братья, Тюляк (Ильгиз Мухутдинов) и Сартлан (Руслан Закиров), соперничают за руку Аембике (Айгуль Гардисламова), дочери Алимбек-хана, и за владение государством. Тюляк побеждает, но вынужден спасаться от мести Сартлана, который переходит на сторону монгол. Возле озера Асылкуль Тюляка завлекает в подводный мир русалка Су-Сылу, «водная красавица» (Сюмбель Киямова). Хотя Су-Сылу всячески склоняет Тюляка жениться на ней, тот не может наслаждаться мирной жизнью, когда наверху кипит сражение. Тяжка участь красавицы, которая превращается в туман, но ещё тяжелее Аембике, раненной в бою. Тюляк побеждает вражеские силы, утверждая превосходство булгар в патриотическом порыве.

Необходимо похвалить постановщиков за восстановление исторической национальной оперы и приобщение молодежи к татарской истории. Конечно, эпический киноролик о сражении булгар, показанный в начале, обещает гораздо больший масштаб действия, оказываясь затравкой, не получившей должного развития. Даже по меркам студенческой постановки действие лишено блеска, а мизансцены персонажей на заднем плане кажутся убедительной имитацией окончания «Ревизора». Но в узком пространстве сцены театра Сац вероятно по-другому бы и не получилось: определенно видна фронтальная организация актёрских групп Евгения Артамонова. При этом от костюмов Булата Ибрагимова как раз глаз не оторвать: тут и бархатные кафтаны, и меховые шапки и аквамариновые платья. Похоже, что именно в них ушёл весь бюджет. Доминантой сценографии становится видеоряд с пейзажами озёр и лесов Татарстана.

Те, кто ни разу не слышал музыки Жиганова, останутся довольны: опера достаточно колоритная, хотя и отличается чрезмерным закольцовыванием одним и тех же мотивов. Для данной постановки Альберт Шарафутдинов создал новую инструментовку, основанную на контрасте академических инструментов и народных — струнная думбра и тальян гармун (разновидность баяна).

В таких стесненных условиях исполнители – студенты и выпускники Казанской консерватории взяли юношеским энтузиазмом и искренностью. Тюляку и Су-Сылу достались самые проникновенные моменты оперы, и их тембры сливались в органичные дуэты. В противовес им, Сартлан излучает зависть и злобу (рисунок его вокальной партии построен на чередовании ариозных эпизодов и разговорной речи).

«Тюляк» предназначен в первую очередь для подрастающего поколения, как в общем и все исторические оперы. Именно это символизирует парень в современной одежде, в начале и в конце спектакля перелистывающий книгу и рассказывающий нам эту легенду.

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады