«Великой иллюзией» дали в ухо События

«Великой иллюзией» дали в ухо

Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса привез в Москву «Турангалилу»

До этого грандиозную симфонию французского гения ХХ века Оливье Мессиана сыграли на фестивале «Евразия» в Екатеринбурге и в Концертном зале Мариинского театра. В акустике Московского зала «Зарядье» она, похоже, ошеломила даже членов уральской делегации во главе с лучшим в России филармоническим директором – Александром Колотурским.

Те, кто побывали на «Евразии» осенью прошлого года, запомнили его кульминациями два очень незаигранных авангардистских опуса – ораторию Ханса Вернера Хенце «Плот “Медузы”», которую в 1968 году немецкий автор посвятил кубинскому революционеру Че Геваре, и «Турангалилу» католического органиста и консерваторского педагога Оливье Мессиана, который в 1946–1948 годах навыдумывал такое, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

При всей ослепленности уральским репертуарным прорывом, трудно вообразить небольшое пространство зала Свердловской филармонии акустическим эталоном для столь многонаселенных сочинений, рассчитанных на откровенные оркестровые (в оратории – еще и на вокально-хоровые) эффекты. Чтобы добро не пропадало, послесловием к фестивалю «Евразия» уральцы осуществили гастрольный вояж, приобщив публику обеих столиц не только к «Турангалиле» – самому главному симфоническому иллюзиону ХХ века, но к загадочному звуку волн Мартено – первого в истории электрического клавишного инструмента, изобретенного в 1928 году бывшим французским радистом, впоследствии виолончелистом и педагогом Морисом Мартено.

В обозримом прошлом «волны» плеснули разве что о борт Дягилевского фестиваля в Перми: на премьере «Жанны на костре» Онеггера их звук изображал скотскую отрыжку Барана (одного из участников экзотического судилища над девой-героиней), годом позже – тоже на Дягилевском фестивале – уже знакомая здесь Сесиль Лартиго дала целый концерт в Пермской художественной галерее. Среди шести авторов исполнявшейся ею программы был и Оливье Мессиан, едва ли не первым в большой истории музыки обратившийся к экзотическому инструменту, пращуру современных синтезаторов. Сочиняя симфонию «Турангалила», французский композитор, похоже, вспомнил свой опус Oraison («Речь»), написанный десятью годами раньше для ансамбля из шести волн Мартено. В комбинацию к их вибрирующе-звездному тембру в партитуру «Турангалилы» композитор ввел модернистски-залихватскую партию солирующего рояля.

Симфония создавалась в Париже по заказу Бостонского симфонического оркестра. Премьерой 1949 года в США дирижировал Леонард Бернстайн, и трудно представить более подходящего этой музыке,переливающейся всеми цветами, эстрадно-роскошного лидера. В заковыристых авторских объяснениях 10-частной «Турангалилы» сам Оливье Мессиан, кажется, умышленно запутывал весь ХХ век, склонившийся перед его детищем, как перед идолом всеобщего симфонического экуменизма. Сегодня, присмотревшись к умозрительным ссылкам на санскритскую игру понятий «лила» («игра») и «туранга» («лошадь»), как и к туманной связи с легендами о «Тристане и Изольде», хочется аплодировать очаровательно безответственному шапкозакидательству французского мэтра. Потому что, вывернув подшерстком всю свою академическую и церковную сущность (известно, что Мессиан 60 лет – с перерывом на армию – прослужил органистом в парижской Церкви Святой Троицы), 40-летний автор насочинял, в сущности, очаровательный симулякр симфонии-гиганта. Особый шик в том, что оглядывался он при этом  на эстрадно-популярную музыку Голливуда с подразумеваемым ею сиянием ста сорока калифорнийских солнц, взболтанностью всех на тот момент известных стилей – от оркестра Глена Миллера до танцевальной начинки в виде кубинской румбы и бразильской самбы, и какой уж тут пресловутый буддийский Восток, если в уши лезет сплошной «Моцарт в джунглях».

Второй сюитой из балета «Дафнис и Хлоя» Равеля, сыгранной «на разогрев», УАФО удачно дезориентировал публику, не заподозрившую в красивой сдержанности водянистых струений предчувствий «Турангалилы», пока еще спрятанной всеми концами в равелеву воду. И даже первые две части симфонии Мессиана слушались еще всерьез, с почтением к «прокофьевским футболам» фортепианной партии – так долго и умно Роже Мюраро конспирировал эксцентрически-ударную подоплеку своего инструмента, и с почти академическим вниманием к космическим вибрациям волн Мартено, на которых кудесничала Натали Форже. Лишь когда в послесловии второй части засветилась неоново-джазовая тема меди, клапаны слушательских ожиданий стали открываться один за другим. Слушать стало жутко интересно.

Роже Мюраро, Дмитрий Лисс, Натали Форже

В монтажной сцепке частей, лишь финальная из которых написана в форме сонатного allegro, постепенно проступили невероятные, утрированные черты симфонических образов Мессиана, в колеблющемся курсе которых постепенно вырастал огромный информационный горизонт – от баснословно разросшегося Мусоргского, чьи «Богатырские ворота» в оркестровке Равеля казались детскими играми в сравнении с разбухшими мессиановыми tutti, до насекомого «шажка» духовых под постукивания «коробочки». От громадного до мелкого было рукой подать, как от травы – до звезд. То масляно-жирные мелодические унисоны, то мелкое крошево струнных фактур под срываемые опоры медной группы, переключая внимание, вдавливали слушателей в кресло. Передохнув в свингующем дуэте кларнета с волнами Мартено, слух снова начинал активничать – столько фокусов за минуту времени ни в каком цирке не увидишь, а симфония длится почти полтора часа.

В центральных частях («Песнь любви II» и «Радость крови звезд»), с их прорастанием от тонких загогулин пикколо с фаготом в полноценное симфоджазовое ревю, прояснилась стратегическая цель всего этого голливудски-французистого пышноцветья середины прошлого века. В исполнении УАФО оно отдавало шармом мелодий трофейного кино и упертостью в идею многоуровневой – от земли до неба – мировой гармонии. Никто не знает, безусловно ли французский гений Оливье Мессиан провоцировал авторов будущего на то, чтобы однажды весь его счастливо надуманный симфонический мир кто-нибудь взял и обрушил. Тем не менее это случилось, когда режиссер-документалист Годфри Реджио снял свою постапокалиптическую ленту «Кояанискаци» («Жизнь, выведенная из равновесия») с музыкой Филипа Гласса. Но в наши дни «Турангалила» с ее идеализмом и иллюзионизмом, кажется, нужнее любой симптоматики катастроф: просто она возвращает нам неотменимость Луны, как когда-то давным-давно по-прежнему недосягаемой, хоть и висящей позади небоскреба. Наверное, поэтому лучший в России филармонический директор Александр Колотурский ходил по «Зарядью» с видом человека, точно знающего, что после этой музыки мы сделаемся немного счастливее.

Место назначения: Космос

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»