Занавес опущен События

Занавес опущен

Как СOVID-19 распустил по домам публику театров и концертных залов

Еще в декабре прошлого года невозможно было поверить, что совсем скоро бурный поток творческой энергии музыкантов по всему миру будет в миг погребен под завалом предписаний властей, стремящихся очистить каждый свою территорию от коронавируса. 11 марта Всемирная организация здравоохранения объявила о пандемии: COVID-19 подчинил себе все континенты, за исключением Антарктиды. Сценарии самых мрачных фильмов-катастроф о несущих смерть эпидемиях вдруг перестали быть вымыслом. Значительной части населения планеты пришлось изменить свой привычный ритм жизни и подчиниться санитарным требованиям самоизоляции. Массовые мероприятия оказались под запретом.

Залы театров и концертных площадок в одночасье опустели из-за угрозы заражения. Единственным выходом для поддержания контакта с аудиторией стали интернет-трансляции. Слушателям еще предстоит привыкнуть к этой активности в сети, но совершенно очевидно, что возможности интернета дают человечеству огромное преимущество – создают эффект сопричастности. Театры открывают доступ к своим видеоархивам, оркестры выкладывают записи концертов. Исполнители, оставшиеся без гастрольных выступлений, готовы выступать в собственных гостиных в режиме онлайн в соцсетях.

Начало

Китай первым принял на себя удар и раньше других сумел погасить вспышку чудовищной эпидемии, унесшей жизни более трех тысяч человек. Затем очаг заражения перекинулся в Европу – из итальянской Ломбардии он разнесся на соседние регионы и в итоге поглотил Италию целиком.

Денис Мацуев сыграл на опережение и избежал непредсказуемых последствий, оперативно скорректировав гастрольный график, в котором значились азиатские страны и Италия. 24 и 27 февраля музыканта ждали с концертами в Болонье и Риме – еще до введения в стране карантинных мер. Однако теперь, в новых обстоятельствах, угадать даты перенесенных выступлений невозможно. Италия борется за жизнь и пока проигрывает… Сколько времени ей понадобится, чтобы восстановиться, не сможет сказать наверняка ни один кардинал Ватикана и сам Папа Римский (фотография, запечатлевшая благословение понтификом безлюдной площади Святого Петра в Риме, облетела весь мир). Отмененные гастроли Мацуева в Южной Корее, КНР и Японии (все трое достигли определенного прогресса в борьбе с COVID-19) отсрочены на осень.

Артисты Большого театра избежали поездки в Париж и в Тулузу: в этих французских городах они должны были представить оперу «Мазепа» в концертном исполнении – 10 марта на открытии фестиваля «Франко-русские музыкальные связи», 14 марта – в Парижской филармонии. Музыканты Госоркестра России имени Е.Ф.Светланова намеревались отправиться 19 марта в трехдневный тур по Испании с заездом в Мадрид, Сантандер и Мурсию, но теперь рады, что остались дома: на Пиренейском полуострове возник второй крупный очаг эпидемии в Европе. Во всех запланированных концертах оркестр должен был сопровождать пианиста Бориса Березовского (участие дирижера в гастролях не предполагалось).

Finita la commedia

21 февраля в Италии был зафиксирован первый случай гибели европейцев от коронавируса. Из-за риска распространения заразы власти Венеции экстренно свернули традиционный карнавал, а уже через два дня после этого в двенадцати итальянских городах на Апеннинах был введен карантин. Черная маска чумного доктора с птичьим клювом – прообраз современного респиратора – стала одним из символов новой эпидемии.

8 марта Италия бессрочно закрыла все концертные залы, театры, музеи и кинотеатры. Министр культуры страны Дарио Франческини призвал национальные каналы включать в программу как можно больше классической музыки, театральных постановок, концертов и фильмов, а культурные учреждения – по максимуму задействовать свои сайты и социальные сети для организации трансляций. Ранее, еще до тотального закрытия культурных учреждений по всей Италии, спектакли отменил миланский театр Ла Скала, а вслед за ним и Римская опера.

9 марта премьер-министр Джузеппе Конте объявил о введении в действие плана IoRestoACasa («Я остаюсь дома») и установлении строгого контроля за передвижением людей по стране. Выбранная тактика самоизоляции должна снизить скорость распространения инфекции. Для темпераментных, общительных итальянцев подобные меры стали серьезным психологическим испытанием. Каждый день в сети появляются десятки видео одного и того же содержания: профессиональные музыканты и любители выходят на балконы своих домов, чтобы поделиться живой музыкой с соседями. К этому флешмобу подключились даже артисты Ла Скала (#WeAreLaScala). Музыкальный руководитель театра Риккардо Шайи обратился к своим коллегам и публике: «Исторически так сложилось, что для Милана Ла Скала оставался важным ориентиром в самые трудные времена. Давайте держаться вместе – соблюдать правила [карантина] и готовиться к возвращению, для которого потребуются все наши силы».

Не приходите завтра

Ответ Евросоюза на действия Италии последовал незамедлительно. В ряде стран были введены ограничения, касающиеся количества зрителей в зале. Так, министерство здравоохранения Германии настояло на отмене всех мероприятий свыше тысячи человек. В течение нескольких дней немецкие оперные театры и концертные организации – от Берлинской филармонии и Зала Пьера Булеза до Баварской оперы и Театра Фольксбюне – взяли тайм-аут. Затем Ангела Меркель сообщила о закрытии в ФРГ всех заведений, предполагающих скопление большого числа людей, включая музыкальные школы, клубы и даже богослужения.

Власти Франции также вначале установили лимиты в тысячу посетителей, но уже через два дня ужесточили меры, снизив границу до ста человек. Еще через сутки, 14 марта, в стране закрылись все общественные учреждения и торговые точки, кроме продуктовых магазинов и аптек. Парижская опера отменила спектакли и экскурсии как минимум до 24 апреля. Эмманюэль Макрон в телеобращении к нации призвал сограждан не паниковать, проявить солидарность и ответственность.

По аналогичной схеме действовали многие страны Евросоюза, кроме Великобритании, где до сих пор (на момент публикации текста) нет официального распоряжения правительства о приостановлении работы культурных учреждений. Впрочем, последний бастион оперного искусства в Европе пал 16 марта: после призыва премьер-министра Бориса Джонсона «избегать необязательных социальных контактов, в частности, посещать пабы, клубы и театры», закрылись Ковент-Гарден, Southbank Centre, Альберт-холл и другие площадки разного калибра. Этого решения с нетерпением ждала возмущенная публика. Так, за неделю до публичного выступления Джонсона на странице Ковент-Гардена в Фейсбуке (организация, деятельность которой запрещена в РФ) развернулась масштабная дискуссия, в ходе которой многие пользователи призывали администрацию театра пойти по собственному пути – без правительственных указаний отменить спектакли, перестать подвергать людей риску заражения и вернуть деньги за билеты. Ковент-Гарден, в свою очередь, уверял, что предпринятых ими санитарных мер по дезинфекции рук – установленных в фойе емкостей с антисептиками – достаточно, чтобы думать о высоком, а не о болезнях.

Музыкальные фестивали также повсеместно оказались в сложной ситуации. Часть их отменилась накануне открытия – как Бетховенский фестиваль в Бонне, приуроченный к 250-летию со дня рождения композитора. Другим повезло больше – они сдвинули сроки проведения на середину лета (Зальцбургский фестиваль Святой Троицы) и начало осени или вовсе перенесли даты на год вперед.

А что златоглавая?

Ситуация в Москве развивалась стремительно. Вначале речь шла о многочисленных заменах солистов и отменах концертов с участием иностранцев, для которых въезд в Россию стал невозможен из-за введенных превентивных предосторожностей. В списке тех, кто не смог приехать в «Зарядье», оказались итальянский ансамбль Il Giardino Armonico, французский клавесинист Жан Рондо, немецкий органист Винфрид Бёниг, скрипач Доминико Нордио, оркестр «Вена-Берлин», Cappella Mediterranea под управлением дирижера Леонардо Гарсиа Аларкона, нидерландский органист Жан-Пьер Стайверс и многие другие.

В Московской филармонии робко говорили о заменах солистов, но только лишь о них.

10 марта вышло постановление мэра Москвы Сергея Собянина о временном запрете мероприятий численностью более пяти тысяч человек. Спустя неделю градоначальник в сто раз сократил лимит участников – до пятидесяти. На тот момент по официальным данным в стране было зафиксировано только 95 случаев заражения коронавирусом.

В «первый день тишины» в «Зарядье» прошел первый концерт без участия публики: литературно-музыкальную композицию «Времена года» (на музыку Чайковского, с поэзией Жуковского, Пушкина, фрагментами из прозы Пастернака, рассказов Зощенко) представили Иван Рудин и актриса театра и кино Дарья Мороз.

#stayhome и #socialdistancing

Обе стратегии – концерты без публики и многочисленные трансляции ранее недоступных для широкого круга спектаклей – наглядное подтверждение того, насколько тесна взаимосвязь между привыкшей быть причастной к культурным событиям публикой и артистами.

Дирижер сэр Саймон Рэттл одним из первых выступил перед слушателями в режиме онлайн (12 марта), в безлюдной Берлинской филармонии. Со своими бывшими подопечными он исполнил программу с музыкой Лучано Берио и Белы Бартока. До конца марта digital-площадка Берлинской филармонии предлагала посмотреть этот и другие архивные концерты без абонентской платы.

Московская филармония сочла подобную инициативу жизнеспособной и объявила «Домашний сезон». Это солидная серия преимущественно сольных и ансамблевых выступлений онлайн таких музыкантов, как Борис Березовский, Денис Мацуев, Николай Луганский, Никита Борисоглебский, Александр Бузлов, Лукас Генюшас. Параллельно «онлайн-фестиваль» заявила Московская консерватория с участием Юрия Башмета и «Солистов Москвы», Полины Осетинской, Александра Рамма, Камерного хора Александра Соловьёва.

Что касается доступа к спектаклям, то им совершенно безвозмездно поделились оперные театры Мюнхена, Парижа, Мадрида, Штутгарта, Вены, Берлина, Нью-Йорка.

Изобилие внезапно открывшихся опций – такова позитивная сторона вынужденной самоизоляции и карантина.

Большие города, пустые поезда

Музыкальному мейнстриму коронавирус нанес не менее значительный удар. 19 марта московское агентство Pop Farm объявило о переносе мартовских и апрельских концертов (XAmbassadors, Set It Off, Fat Nick, Louis Tomlinson и Algiers). Мировое фестивальное движение также несет потери: Ultra, Glastonbury и Pitchfork Berlin объявили об отмене, Coachella перенесена на октябрь. Sónar, Primavera Sound и Flow пока размышляют. И даже телеграм-канал «Надо ехать!», посвященный зарубежным фестивалям и концертам, был переименован в «Не надо ехать!» и теперь публикует новости об отмененных мероприятиях.

В поддержку независимых музыкантов, пострадавших из-за сорвавшихся выступлений, уже запущена инициатива, цель которой – поддержать артистов, заплатив за их музыку на сайте Bandcamp. Со списком русских независимых музыкальных деятелей, у которых нет никаких других заработков, кроме живых выступлений, можно ознакомиться (и помочь им) на сайте syg.ma – Ravedeath, 2020. Пандемия и новая политическая экономия музыки.

Также начинают набирать популярность онлайн-трансляции концертов и диджей-сетов. Например, пока еще бесплатно можно посмотреть повтор выступления Аманды Палмер из пустой церкви или live английского фрешмена Youngblud.

Отечественная музыкальная индустрия не отстает: 29 марта должна запуститься платформа онлайн-концертов STAY, на которой уже заявлены выступления групп Хадн Дадн, RSAC и АИГЕЛ.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии