Транссибирский уходит в онлайн События

Транссибирский уходит в онлайн

В Новосибирске концертом под названием «Па-де-де на пальцах и для пальцев» отважно открылся VII Транссибирский Арт-фестиваль

Программа была представлена его художественным руководителем Вадимом Репиным и примой Большого театра Светланой Захаровой. Концепция фестиваля всегда подразумевала синтез экспериментальности с камерным музицированием больших музыкантов – оно неизменно осуществлялось в теплой атмосфере, одухотворенной личностью своего художественного руководителя.

Сегодня же, в условиях эпидемического коллапса, когда тысячи театров и концертных залов вынуждены свернуть свою деятельность, факт его проведения кажется и вовсе чем-то невероятным. Объяснение дал со сцены Концертного зала имени А.М. Каца губернатор Новосибирской области Андрей Травников: «Я абсолютно уверен, что ценители высокого искусства являются также приверженцами высокой социальной ответственности, и в этом зале нет ни одного человека, который бы бывал за рубежом последние 14 дней, а значит, нам нечего бояться и, по крайней мере, в те драгоценные минуты, когда будут выступать наши исполнители, мы можем откинуть все страхи, трудности и сложности нашей жизни и работы инасладиться тем самым высоким искусством…»

Программа претерпела массу неутешительных изменений, но это и к лучшему: перенесенные на сентябрь концерты с участием зарубежных исполнителей станут 2.0 версией фестиваля; те же программы, которые состоятся в Новосибирске уже сейчас, станут выражением вневременной красоты и своеобразным символом ее противостояния известному стечению обстоятельств.

Через семь лет своего существования программа «Па-де-де» (по словам Светланы Захаровой, любимая ею больше всех остальных) вдруг стала невероятно актуальной квинтэссенцией всего того, что отделяет мир искусства от социума.

Премьера совместного проекта Светланы Захаровой и Вадима Репина состоится в Москве

Этот праздничный гала-концерт давно стал невероятно популярен во всем мире, модифицируясь из классического балетного шоу в тонко организованное действие, – здесь переплетаются две сюжетные нити: любование красотой человеческого тела и виртуозное, пассионарное человеческое самопроявление. Инструментальная линия представляла собой россыпь скрипичных шлягеров, среди которых Сен-Санс и Паганини, Сарасате и Массне; балетная составляющая варьировала тему endless beauty, представленную хореографией Фокина, Петипа и Бигонцетти. Уместное их чередование лишало и ту и другую того легкого и, увы, неизбежного оттенка популярности – Рондо-Каприччиозо наряду с «Умирающим лебедем» уже давно стали понятиями нарицательными, вызывающими немного интереса со стороны искушенного зрителя. Однако же за счет безупречной аристократической сдержанности в исполнении Вадима Репина и высочайшего (как может быть иначе?) уровня премьеров Большого во главе со Светланой Захаровой «кассовый» набор обрел неожиданную драгоценность огранки.

Метафорических соотношений здесь множество: это и особая «лентообразность» скрипичной мелодики вкупе с линиями женских рук, и тонкость танца в пуантах, переходящая в струнное pizzicato.

Классическая хореография удачно здесь коррелировала с contemporary: неожиданным стало включение в концерт дуэта из постановки Бигонцетти Progetto Händel (в том числе по причине включения в музыкальную ткань фортепианного соло: разбавление «струнности» репертуара стало приятной интерлюдией). Этот фрагмент хотя и был, очевидно, выдернут из контекста, однако экспрессивное взаимодействие Светланы Захаровой и Дениса Савина стало выражением сложных интеллектуальных отношений между мужчиной и женщиной, со всеми присущими им острыми коллизиями.

Кульминацией этого поэтичного соотношения скрипичного и пластического стал дуэт из нашумевшего балета «Караваджо» в постановке того же Бигонцетти – аскетичного и возвышенного «танца душ». Медленное чувственное рождение монтевердиевского тематизма (знаменитый дуэт Нерона и Поппеи Pur ti miro в аранжировке Бруно Моретти), изысканная,слегка обезличенная хореография в великолепном исполнении примы и премьера Якопо Тисси, показавшего себя чутким партнером, перевели лирическую составляющую программы на уровень высокой абстракции и внеземных явлений. Разговор звезд мировой величины превращается здесь в значительное переживание для зрителя.

Светлана Захарова: Все просто – ​либо зритель хочет увидеть спектакль еще раз, либо нет

Инструментальные номера сопровождались Новосибирским филармоническим камерным оркестром (главный дирижер Алим Шахмаметьев) – коллективом, способность которого к тонкому, образцовому музицированию давно не подвергается сомнению; совмещение роли солиста с дирижированием Репину удавалось – несмотря на некоторые ансамблевые шероховатости. Ярким бонусом стал скрипичный дивертисмент Игоря Фролова, драгоценная сувенирная вещица с приятным джазовым оттенком, в которой солисту блестяще оппонировала концертмейстер Камерного оркестра Юлия Рубина. Среди чередования карнавально-цыганских шлягеров изящные па в сторону Генделя и Монтеверди создавали некий подтон углубляющей гала серьезности, обнажающей, в свою очередь, нечто огромное и непроизносимое, считываемое во взгляде солиста на жену в роли Умирающего лебедя или кокетливой девочки из «Хоровода духов» Йохана Кобборга на музыку скерцо Баццини.

Этот финальный обаятельно-юмористический номер, в котором танцовщики безуспешно пытаются завоевать балерину бесчисленными трюками, несколько выбивается из общего лирико-романтического тона программы, но оттого смотрится не менее филигранно. В целом же наэлектризованность взаимодействия между экспрессией пластического выражения чувства и инструментальной статуарности (что не отменяет пронзительности в интерпретации «Размышления» Массне) обогащает формат сборного спектакля – и неожиданно остро звучит среди массовых отмен концертов и общего состояния легкой растерянности.

Стартовал Транссибирский фестиваль блестяще, но, несмотря на созидательные стремления руководства, победить карантинные условия нарастающей пандемии не удалось. Уже теперь стало известно, что концерты будут проводиться в онлайн-трансляциях. В программах будет звучать хорошо знакомая, но прекрасная музыка: интересно будет наблюдать то, как раскрываются в обновленных условиях существования Бетховен и Шостакович, Чайковский и Брамс. Остается лишь восхититься задорным упорством руководителя фестиваля, зарядом зрительского восторга и всей поэтичностью этой ситуации, в которой любовь и красота, как водится, побеждают всё.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди