Двой­ной день рождения Инны Желанной События

Двой­ной день рождения Инны Желанной

Концерт «мирового» значения сыграли в ГлавClub

Незадолго до концерта его главная участница в очередной раз провокативно задалась вопросом на Фейсбуке, к каком жанру отнести ее музыку, и пока точнее, чем определение world music, придумать сложно. Все, что сделано Инной Желанной & Co. на протяжении тринадцати лет идеально подходит под это определение, придуманное профессионалами в области музыкальной индустрии. Впрочем, слово «индустрия» волей-­неволей подразумевает некую монетизацию процесса, что в случае с Желанной и музыкой, которую исполняет она и ее коллеги, выглядит, мягко говоря, умозрительно. Совмещение фольклорных мелодий и современных музыкальных технологий, роковой энергии и народной традиции сами исполнители одинаково емко называют и «псайхо-­трансом», и «этно-прогрессив-­психоделикой» – и они, несомненно, правы. Да и спорить себе дороже.

За день до концерта Желанная, с которой мы спонтанно пересеклись в небольшой кофейне, энергично рассылала поручения: под контролем каждый шаг грядущего концерта – от подтверждения участия всех музыкантов до готовности мерчендайзинга. Для решения всех этих вопросов есть менеджмент, но за годы работы Желанная привыкла все проверять сама. Понимая, что вытянуть у артиста в подобной ситуации ­какие-либо подробности готовящегося концерта не представляется возможным, я предпочел ретироваться, тем более что интрига явно нарастала. «Пелагея подтвердилась! Представляешь, прервет тур по Сибири: приедет, выступит и обратно! Человек!», – сообщила Желанная напоследок.

То, что концерт «Двой­ной день рождения: 55/13» станет событием must see, никто из поклонников не сомневался. Когда в сопровождении басиста Сергея «Гребстеля» Калачева, духовика Олега Маряхина, барабанщика Дмитрия Фролова Инна вышла, объявила программу и обнародовала список городов, из которых приехала часть публики, стало ясно: действо предстоит необычное. Так оно и получилось.

Исполняемая Инной Желанной и духовно близкими ей артистами музыка – не массовая. Дело здесь совсем не в непременном уровне музыкальной подготовки слушателя. Все перечисленные в рамках определения стиля составляющие вкупе представляют собой если уж не массовую, то, безусловно, доступную для современного любителя хорошей музыки картину: яркую, насыщенную, играющую всеми цветами и красками, тщательно выписанную, срежиссированную и поданную без малейшего заигрывания со слушателем. В нынешней музыкальной приторной шоу-бизнесной ситуации – все это полный швах; в подлинном честном отношении к творчеству – единственно возможный и беспроигрышный вариант.

Все, что происходило в этот вечер в ГлавClub, напоминало небольшой фестиваль. Четкая логистика бэкстейдж-­пространства позволяла всем участникам концерта готовиться, распеваться, общаться и распивать меды в свое удовольствие, оставляя менеджерам решение только одной задачи: следить за тем, чтобы артисты вовремя оказались на сцене.

Все это было отрегулировано уже на первом блоке, когда Желанная выдала первый сет из трех песен – «Бай-бай, у кота», «Крапива», «Старый муж». Привычно не впадая в показательную задумчивость между песнями, Инна весь концерт вела диалог со зрителями в неизменно доверительно-­ироничной манере, не нагнетая звездного пафоса отечественной примы world music, но ненавязчиво показывая, кто в доме хозяйка.

На смену хозяйской заявке вышел «Рекорд Оркестр» – владимирская группа, известная широкой публике по хиту «Лада Седан», но в этот вечер вонзившая наиболее привычным сетом из бурлящего балканского фолка и бешеной босса-новы. Секстет во главе с вокалистом Тимофеем Копыловым настроил публику на нужный лад и оперативно растворился по гримеркам и залу. Начало было положено: на сцену вышли Сергей Старостин и Мариан Калдарару. Старостин по прозвищу «Дед» – давний друг и наставник Желанной. Именно он в 1990-м познакомил «Альянс» (уже уставший к тому моменту от своего «ново-волнового» хита «На заре» и сумрачной психоделики) с фольклорной традицией, что и принесло альбому «Сделано в белом» с участием Желанной звание лучшей европейской пластинки на Radio France International в 1994 году. Сотрудничество было недолгим, но именно на этом этапе Инна Желанная окончательно выбрала свой курс и больше от него, заданного штурманом-­Дедом, не уклонялась. Развивала, выдумывала, постигала, трансформировала. Результат, как мы видим, превзошел ожидания, за что Старостину – неизменный поклон.

Two Siberians – Юрий Матвеев (гитара) и Артем Якушенко (скрипка), ранее называвшиеся «Белый Острог», – сибиряки, давние друзья Желанной. Невероятный по энергетике дуэт ее соратников в нелегком продвижении жанра. Из определений западных критиков того, что они делают, можно написать небольшую оду. Выступление Two Siberians отточено, но, как обычно, оставляет простор для импровизации, и после короткого сета становится ясно – это далеко не все, что сегодня будет ими сказано.

Небольшая перестановка, и на сцене арт-проект «Вилы» – новое творение Инны Желанной. В составе кроме солистки и Сергея Калачева (облаченного в цилиндр и отвечающего здесь за барабаны, сэмплы и аранжировки) – трое девушек-­вокалисток: Маргарита Кожеурова, Алиса Романова, Елена Лифшиц. «Вилы» – мистические существа, очаровывающие мужчин голосами, крыльями, ногами и одеждами. Ну и, конечно, забойный фольк-­транс-дэнс – абсолютно новый подход к этнике, прозвучавший куда мощнее, чем ­когда-то на презентации проекта. Понятно, что Желанная – лидер и здесь, но индивидуальность каждой из участниц здесь прекрасна и очевидна. Ну и не забываем о театре, с которым у «Вил» полный порядок. Это выступление стало условным экватором концерта.

Не так давно презентовавшая на этой же площадке свой новый альбом «Пиф-­Паф» лидер группы «Маша и Медведи» Маша Макарова отметилась сразу в двух номерах – «Зимородке» и «Яйце». Первый – новая пронзительная композиция, исполненная Макаровой совместно с гитаристом Георгием «Гео» Аванесяном, и второй – Машина же песня, спетая дуэтом с Желанной.

Завершали гостевой сет OYME Ежевики Спиркиной, исследовательницы финно-­угорского фольклора, и выступление «младшей сестренки» – Пелагеи, накануне ставшей заслуженной артисткой РФ.

«Хозяйский» финал был выстроен максимально грамотно. На песне «Дальше, дальше» к Желанной присоединились фронтмен «Альянса» Игорь Журавлев, Владимир Жарко и исполнительница на гуслях Рия Волкова. На «Блюзе» со сцены не ушли Журавлев и Жарко. В «Воробье» Желанная оказалась на сцене с лидером «Маримбы Плюс» Львом Слепнером, а на «Зиме» –со скрипачом Артемом Якушенко из Two Siberians.

«Иван-­Марья» же стала мощным финалом с участием всех гостей праздника, кроме неизменно важнейших «невидимых» героев – звукорежиссера Владимира Губатова, невозмутимо «отруливавшего» идеальный звук на площадке, и Алексея «Чоя» – видеохудожника, создававшего на сценическом экране видеошоу, достойное отдельной премьеры. Кстати, о премьерах. В кулуарах поговаривали о том, что концерт был записан сразу на несколько камер. Так что тем, кто не смог увидеть всего происходившего живьем, возможно, удастся почувствовать атмосферу того, что происходило на «Двой­ном дне рождения: 55/13».

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale