Must have События

Must have

В Малом зале «Зарядья» выступил фортепианный дуэт в составе Людмилы Берлинской и Артура Анселя

Если раньше российской публике нужно было рассказывать об истории этого удачного «семейного подряда», гастролирующего с 2011 года, то сейчас Берлинская и Ансель воспринимаются любителями хорошей музыки как устойчивое и весьма яркое явление на мировой фортепианной сцене. Академизм и прекрасный вкус, аристократичность и экспрессия, безупречная «командная игра» обеспечивают дуэту растущую популярность (что подтверждает полный зал «Зарядья») и выводят его на первые позиции в пристрастиях академического истеблишмента. В этом творческом союзе импонирует полное отсутствие «синдрома солиста», в нем все подчинено логике музыкального развития исполняемых произведений и высоким художественным задачам, которые артисты блестяще решают.

Программа концерта была весьма заманчивой. В первом отделении прозвучала изумительная транскрипция Михаила Плетнёва Сюиты из балета «Золушка» С. Прокофьева (впервые исполненная самим Плетнёвым в ансамбле с Мартой Аргерих в 2002 году), во втором – сочинения Дж. Гершвина и А. Цфасмана.

«Балет “Золушка” я вижу как современный классический балет с его характерными особенностями формы: как па д’аксьон, гран па и т. д. Одновременно с тем мне хочется видеть в героине не сказочный, полуреальный персонаж, а живое лицо с человеческими переживаниями, то есть по возможности расширить ее роль» – цель, поставленная композитором самому себе и успешно им достигнутая, в полной мере отразилась и в прочтении этой сюиты фортепианным ансамблем, в котором были подчеркнуты утонченность и классичность характера музыки. Благодаря весьма уместному использованию приема игры непосредственно по струнам, эпизод боя часов в финале прозвучал не менее эффектно, чем в оркестровой партитуре.

Если в первом отделении характер музыки, несмотря на сказочность сюжета, обязывал к вдумчивому слушанию и погружению, то программа второго отделения, благодаря легкому салонному джазу, искрометной виртуозности и изысканности исполнения, требовала лишь хорошего настроения и готовности получить подлинное эстетическое удовольствие. Выбор авторов – Джорджа Гершвина и Александра Цфасмана – идеально подходил творческому амплуа дуэта. Легкий, душевный и виртуозный джаз был исполнен непринужденно и академично. В прочтении ансамбля не было безудержного азарта, который иногда случается у джазменов. Но насколько культурно, тонко и «вкусно» прозвучали эти изумительные композиции! Отдельно отмечу высочайшее качество транскрипций известного парафраза Гершвина The Man I Love (Г. Стоун) и четырех его песен: ’S Wonderful, But Not For Me, Someone to Watch Over Me и It Ain’t Necessarily So (П. Позняк).

Сочинения Цфасмана не уступали по экспрессии и элегантности опусам Гершвина. Масштаб дарования Цфасмана лишь в последнее время получает должную оценку и осозна­ется как выдающееся явление музыки XX века, а его сочинения все чаще звучат с эстрады. На концерте в «Зарядье» Берлинская и Ансель искрометно исполнили его знаменитую Джаз-сюиту для фортепиано с оркестром в транскрипции для двух фортепиано И. Цыганкова. На бис прозвучала композиция Цфасмана «Всегда с тобой».

Резюмируя свой краткий обзор концерта, скажу, что фортепианный дуэт Берлинской и Анселя, как говорится, «маст хэв» в своем слушательском багаже каждый современный любитель музыки, ищущий своеобразие, аристократизм и высокий уровень исполнительской культуры.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»