Вздрогнуть от Баха События

Вздрогнуть от Баха

Немецкая классика в исполнении Андраша Шиффа

Мендельсон, Бетховен, Брамс, Бах – с такой программой британский пианист венгерского происхождения выступил в Концертном зале имени Чайковского в рамках гастрольного тура, организованного Фондом «Музыкальный Олимп».

Вообще‑то Шифф – признанный интерпретатор Бетховена. Но в Москву привез не популярные названия (мы все их хорошо знаем – «Лунная», «Аврора» и т. п.), а сонату № 24 – сложную в своей простоте и бесхитростности: тут нет борьбы с судьбой, патетических экскламаций, замысловатых полифонических нагромождений. Свет и покой разливались в игре Шиффа, погружая зал в медитацию.

Индивидуальность артиста – в манере туше. Хотя КЗЧ – не идеальный зал для сольного фортепианного реситаля, но у Шиффа рояль звучал поразительно объемно и вместе с тем мягко. К выровненности трактовок приходится привыкать – иная ментальность, отторгающая всякую мысль о брутальности. Пианист экономит эмоции, но компенсирует сдержанный темперамент богатством интонации: он «вытаскивает» из фактуры отдельные мотивы, мелодия и второстепенные голоса, «раскрашенные тембрально», находятся в постоянном диалоге. Каждая модуляция, замедления, паузы становятся у Шиффа событиями, из которых и складывается музыкальное повествование.

Пианист тщательно и с полным пониманием своих возможностей выбирает репертуар. Обладая достаточно миниатюрным сложением, он избегает сочинений на «крупную технику» – октавы, двойные ноты. В пассажах он аккуратен, но порой остается ощущение пальцевой «смазанности», как было в Фантазии фа-диез минор Мендельсона, открывшей вечер. Изобразив «бурю и натиск» в первой части, Шифф сделал центром сочинения вторую часть, с ее благородной риторикой и благоговейной созерцательностью. Энергичный финал ничего не прибавил к сказанному: чистое наслаждение стихией движения, не омраченное переживанием.

Каприччио и интермеццо опус 76 Брамса оставили ощущение недосказанности: стремление к интимности, поиск полутонов нивелировали горячность и человечность, заключенные в этой музыке. Более интенсивные чувства вызвал опус 116, быть может потому, что пьесы написаны Брамсом в последние годы жизни и окрашены экзистенциальной меланхолией, очевидно близкой Шиффу.

Неожиданный сюрприз преподнесло исполнение Английской сюиты № 6 Баха. Полифоничность слышания музыкальной ткани, отстраненность и углубленность Шиффа в себя оказались идеальными качествами для интерпретации этой музыки. Мир ожил, наполнился голосами и смыслами. Пожалуй, уместно тут перефразировать известную пастернаковскую строку: «Мне Баха сыграют, я вздрогну и сдамся…» Шифф мыслит Баха на французский лад: укороченные синкопы, цветистые трели и форшлаги добавляют танцам сюиты декоративности. Пассажи обрели остроту и ясность – романтическая акварельность уступила место графике, и это правильно. Покоренный энтузиазмом публики, Шифф одарил зал еще порцией Баха «на бис» и закольцевал вечер, сыграв «Песню без слов» Мендельсона.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди