Трубный глас и Адажио События

Трубный глас и Адажио

В бетховенском зале вспомнили Владимира Богорада

Музыканта не стало сравнительно недавно, однако его имя сложно отыскать даже на безграничных просторах интернета. Дирижера, преподавателя и одного из виртуознейших фаготистов своего поколения Владимира Семеновича Богорада (1938-2004) вспоминали на концерте в Большом театре.

Богорад был едва ли не первопроходцем в исполнении многих сочинений. Валерий Попов – фаготист, друг и сверстник Владимира Семеновича вспоминал о том, как музыкант брался за произведения, которые считались абсолютно неподъемными: в 60‑х он играл очень трудную партию фагота в Скрипичном концерте Хренникова – от нее отказались все фаготисты в оркестре. А Богорад вышел победителем.

В очень ограниченном инструментальном репертуаре Богораду – концертмейстеру Большого театра – в какой‑то момент стало тесно, и он закончил факультет оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории. Многие свои известные постановки Владимир Семенович осуществил в балете, причем как в классическом (театральном) его варианте, так и с труппой Московского Балета на льду. Долгое время сотрудничал с хореографом Михаилом Лавровским: Богорад выступал как музыкальный руководитель телебалетов «Мцыри» (1977) Давида Торадзе, «Прометей» (1981) Александра Скрябина, «Хореографические новеллы» (1986) на музыку Листа и Баха.
В прошлые памятные даты – 70 и 75 лет со дня рождения Владимира Богорада – концерты проходили в музее имени Рериха. В этот раз, видимо, звезды так совпали, что в день рождения музыканта, 23 января состоялся вечер именно в Большом театре при участии около 80 оркестрантов – представителей сразу нескольких поколений. Они играли камерные сочинения для ансамблей в разных составах. Открывал вечер Дивертисмент для духовых си-бемоль мажор (KV 270) Моцарта в чудесном исполнении духового квинтета театра в составе Николая Попова (флейта), Сергея Лысенко (гобой), Сергея Петрова (кларнет), Андрея Рудометкина (фагот) и Александра Андрусика (валторна).

Медную и ударную группы оркестра представлял брасс-ансамбль Большого театра с мощным «Трубным гласом» Пёрселла (Кларка) и очаровательным «Кракеном» из «Кошачьей сюиты» Хазелла. Пассакалия до минор (BWV 582) Баха в переложении для квинтета фаготистов Алексея Бажалкина, Андрея Рудометкина, Тараса Жуковского, Сергея Бобченкова и Алексея Марутаева прозвучала с какой‑то органной полнотой и гибким и рельефным ведением фраз.

Духовую группу сменили ансамбль скрипачей Большого театра и концертмейстер Борис Шаев. Они представляли два контрастных балетных шедевра: нежное и чувственное Адажио из «Раймонды» Глазунова и эффектный подвижный «Танец девушек» Кара Караева – фрагмент балета «Тропою грома». Переложения из опер – Прелюдию из «Травиаты» Джузеппе Верди и Сюиту на темы из оперы «Кармен» Жоржа Бизе – исполняли виолончелисты Арсений Безносиков, Борис Лифановский, Владимир Стрельцов, Анна Скриванек, Вячеслав Чухнов.

Большой ансамбль саксофонов под управлением своего художественного руководителя Алексея Волкова (артиста оркестра Большого театра) сыграл Джаз-сюиту № 1 Дмитрия Шостаковича. В ней был и блеск инструментального многоголосия и лиричные соло.

Еще одно Адажио – медленную часть из Квинтета Брамса си минор, ор. 115 – воплотили с техническим совершенством и легкой меланхоличностью сын юбиляра – известный дирижер и кларнетист Алексей Богорад и квартет струнных в составе скрипачей Кирилла Филатова и Романа Денисова, альтиста Дмитрия Безинского и виолончелиста Вячеслава Чухнова.

В конце выступил Камерный оркестр Большого театра под управлением Михаила Цинмана. Музыканты обратились к довольно редкому сочинению – Антракту после III действия из музыки к пьесе «Розамунда, принцесса Кипра», ор. 26 Шуберта. В завершение прозвучало одно из светлейших Andante Моцарта из Фортепианного концерта № 21 до мажор, KV 467 с проникновенным соло Веры Часовенной.

Музыкальную программу дополнила презентация документального фильма, снятого в память о дирижере: о Владимире Богораде говорят Валерий Гергиев, профессор Московской консерватории Валерий Попов, балетмейстер Михаил Лавровский, пианистка Вера Часовенная. «Думаю, что традиция помнить ушедшие поколения – неотъемлемая черта коллектива оркестра Большого, в котором существует не одна творческая династия,– поделился инициатор этого вечера Алексей Богорад.– И в какой‑то мере это является залогом движения вперед с опорой на историю, на преемственность поколений. Это чувство, как мне кажется, действительно витает среди людей. И осознание этого очень отрадно!»

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»