Barbara Hannigan <br>Ludwig Orchestra <br>La Passione <br>Alpha
Релизы

Barbara Hannigan
Ludwig Orchestra
La Passione
Alpha

Новый альбом Барбары Ханниган – второй проект, выполненный совместно с голландским Ludwig Orchestra. Напомню, ее дебютная работа с этим коллективом – Crazy Girl Crazy (с музыкой Берио, Берга и Гершвина) – получила в 2018 году премию «Грэмми». В этот раз Ханниган также представляет в одном релизе сложно сопоставимые произведения, объединяя их вокруг исследования феномена страстей, ужасов и страданий, приводящих к смерти. Отсюда и название сборника – La Passione, заимствованное из гайдновской симфонии, которая оказывается в центре альбома, окольцованная сочинениями авангардистов второй половины XX века.

Открывает диск вокализ Луиджи Ноно «Джамиля Бупаша», посвященный активистке Алжирского национального фронта освобождения. Она была подвергнута пыткам во французской тюрьме, и это послужило поводом для громких судебных разбирательств. В 1962 году Бупашу приговорили к смерти, однако в том же году последовали амнистия и освобождение. Пятиминутная пьеса для сопрано соло –моноспектакль о смерти, в котором Ханниган выступает как режиссер и исполнитель. Эта трагическая исповедь раскрывается очень ярко, пронзая колючими иглами колоратуры, но в то же время пугает своей глухой болью и отрешенностью – настолько разнообразна палитра выразительных возможностей голоса певицы.

Столь эмоционально-­агрессивное вступление предваряет симфонию Гайдна – с ее таинственным Adagio, служащим как ответ на созданную напряженность. Здесь воплощается другая, дирижерская ипостась таланта Ханниган. Скорбное и намеренно замедленное движение первой части подчеркивает строгую безысходность момента, в котором начинает действовать клавесин – голос, пытающийся продолжать борьбу, «спотыкаясь и шаря в темноте, прокладывая свой собственный путь, отличный от общего», – объясняет сама Ханниган. Это тревожное путешествие продолжается сквозь бурю Allegro и томность менуэта, а завершается романтически-­порывистым финалом в подчеркнуто-­драматической манере.

Место назначения этого путешествия – «Четыре песни, чтобы переступить порог» для сопрано и пятнадцати инструментов на стихи Кристиана Гез-­Рикора, древнегреческой поэтессы Эринны, египетские «Тексты саркофагов» и отрывки из «Эпоса о Гильгамеше» – последнее сочинение Жерара Гризе, законченное в 1998 году и подытоживающее его размышления на тему смерти. Экзистенциальное откровение, построенное на переходе от «Смерти ангела» к «Смерти человечества» (таковы названия частей), рассказывает о символической утрате – смерти инструментов. Инфернальное звучание ударных всех мастей смешивается здесь с пением. Голос Ханниган сталкивается в унисоне с духовыми, переходит на речитатив, блуждает под какофонические стоны и растворяется в них, становясь едва различимым в заключительной «Колыбельной» – идейном завершении триптиха, на данный момент, пожалуй, самой сложной и красноречивой работы, записанной Ханниган.