Путешествия по времени События

Путешествия по времени

Лиз Давидсен выступила перед публикой онлайн

7 мая из концертного зала Филармонии Осло началась трансляция серии концертов. В первом из них восходящая звезда мировой оперной сцены Лиз Давидсен исполнила «Семь ранних песен» Берга в сопровождении музыкантов Филармонического оркестра Осло. Перед этим прозвучал «Ноктюрн для арфы и струнных» Шёнберга, а после – «Зигфрид-­идиллия» Вагнера. В этот вечер на сцене был камерный состав, а вся программа следующих представлений выстроена так, что с каждым концертом количество музыкантов будет увеличиваться, пока на сцене не окажется весь состав оркестра.

Концерт открыл «Ноктюрн для арфы и струнных». Это первое сочинение Шёнберга, исполненное публично. Он написал его меньше чем за полгода уроков контра­пункта с первым и единственным учителем Александром фон Цемлинским, и в 1896 году, на концерте в Венском зале купеческой гильдии впервые представил публике. Это изящное, юношески наивное позднеромантическое произведение было принято публикой благосклонно, но впоследствии исполнялось редко. Долгое время оно считалось утраченным, пока музыковед Энтони Бомонт в начале нулевых не пере­атрибутировал рукопись, хранящуюся в Вашингтонской библиотеке Конгресса под другим названием. Это не сделало большой сенсации в мире музыки, но стало приятной новостью и сдвинуло дату дебюта композитора на один год назад. Партию солирующей скрипки в этом произведении блестяще исполнила концертмейстер оркестра Айлин Сигел.

Прозвучавшие следом «Семь ранних песен» Альбана Берга были написаны с 1905 по 1908 год, в период его учения у Шёнберга. Это тональная музыка, вполне экспрессионистская по духу, находящаяся в авангарде камерно-­вокальной музыки того времени.

Пение Лиз Давидсен – образец приверженности традициям старой немецкой вокальной школы. Ее исполнение близко к декламационному стилю Кирстен Флагстад и Астрид Варнай, в нем есть то же совершенство вокальной линии и правильность звучания редкого по богатству и силе голоса. Но в камерном репертуаре за вторую половину ХХ века привыкли ценить другое. Эту нишу заняли обладатели небольших и подвижных голосов, которые ввели моду на ювелирную нюансировку оттенков голосовой игры, трактовку каждого произведения как театральной миниатюры. «Семь ранних песен» в исполнении Лиз Давидсен прозвучали по-своему замечательно, но так, как их могли бы исполнить в первой половине XX века.

Концерт завершила «Зигфрид-­идиллия». Вагнер написал ее в 1870 году в подарок ко дню рождения своей жены Козимы. Она была исполнена рождественским утром на ступенях их дома в Трибшене камерным ансамблем музыкантов и не предполагала более публичного исполнения, чем это. Но часть этой музыки была включена в оперу «Зигфрид», а сама партитура позже продана издателю из-за финансовых проблем и переоркестрована для большего количества музыкантов. Многие симфонические произведения в течение XX века замедляли свой темп, не избежала этой участи и «Зигфрид-­идиллия». В современных трактовках она звучит масштабно, помпезно и стремится к большому оперному стилю Вагнера. В этом концерте звучала оригинальная камерная версия для тринадцати музыкантов. Она была исполнена в близком к оригиналу живом темпе, чрезвычайно освежившем эту музыку.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди