Точно «в стиль» События

Точно «в стиль»

Фестиваль Vivarte состоялся в онлайн-формате

Хочешь насмешить Бога – поведай ему о своих планах. Мы поведали, а он рассмеялся, да так, что в мире парализовало почти все сферы деятельности человека, в том числе и культурную. Концертные залы, оперные дома, любые репетиции попали под запрет по всему миру.

Правда, человечество оказалось во всеоружии и смогло уйти в онлайн, дабы избежать полного локдауна. Любители искусства уже давно слушают музыку через динамики и смотрят оперу по телевизору. И хотя определенное художественное впечатление получить возможно, обработанный цифрой звук, к сожалению, синтетичен и беден, как бы ни старались аудиоинженеры. К тому же с пандемией мы потеряли главное – сам ритуал похода на концерт или театр. Нас лишили действа, когда слушатель становится сопричастным событию, не говоря уже о наслаждении живым звуком, артистической энергетикой и подлинными эмоциями.

Для фестиваля Vivarte вынужденный карантин стал двойным ударом. Философия форума заключается в синтезе живописи и камерной музыки, и в 2020-м этот союз, созданный культурно-благотворительным фондом «U-ART: Ты и искусство» Иветы и Тамаза Манашеровых и Третьяковской галереей, должен был состояться в пятый раз в стенах музея. По понятной причине Vivarte вживую прозвучать не смог, но живучесть, заключенную уже в самом названии,  вполне продемонстрировал: организаторы нашли поддержку в лице Сбербанка России и онлайн-кинотеатра Okko и провели  фестиваль виртуально.

Изначально худрук фестиваля виолончелист Борис Андрианов запланировал программу на семь дней. В итоге недельный сет-лист сжался до пяти мини-концертов, объединенных в один вечер. Впрочем, сама идея – представить парад камерной музыки на фоне рассказов о живописи – не изменилась. Как и предполагалось до пандемии, Vivarte-2020 посвятили творчеству Михаила Врубеля, так что на этот раз большой Врубелевский зал стал просто идеальным местом проведения концерта. Изысканные музыкальные номера в диапазоне от соло до больших ансамблей чередовались с комментариями экспертов галереи о полотнах великого мастера модерна.

Мунк и музыка

Первым, кто наполнил звуками Третьяковку и виртуальное пространство, стал пианист Александр Гиндин с мини-программой из произведений Сергея Рахманинова. Рахманинов, со своей вполне определенной позднеромантической стилистикой, поначалу кажется неочевидным выбором, но с представленным портретом жены и музы художника Надежды Забелы-Врубель творчество великого музыканта находятся в полном созвучии. Точки соприкосновения обнаруживаются в колорите, гармонии и эмоциях. Конечно, интерпретация Гиндина очень способствует этому контакту; особенно поразила «попсовая» Элегия, которая приобрела неожиданную свежесть и проникновенность. В драматичном ми-бемоль-минорном этюде-картине ор. 39 Гиндин показал удивительную полифоничность и оркестровость фактуры, добавив традиционную для Рахманинова колокольную глубину. Романс «Сирень» в авторском переложении для фортепиано предварил разговор об одноименной картине Врубеля: под «прозрачное» исполнение пианиста от нее словно дохнуло весенним ароматом.

На фоне пламенеющей сирени к давно сложившемуся дуэту скрипача Никиты Борисоглебского и Бориса Андрианова присоединился альтист Андрей Усов. Совместную игру музыкантов можно назвать образцовой: они прекрасно чувствовали и слышали друг друга как в воздушном венском си-бемоль-мажорном трио Шуберта, так и в суровом соль-минорном трио Сибелиуса.

«Царевну-Лебедь», одну из жемчужин своего творчества, Врубель создавал в то время, когда готовил сценическое оформление «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова. В роли Царевны-Лебеди на сей раз выступила Альбина Шагимуратова. Она исполнила знаменитую арию «Ты, царевич, мой спаситель» под аккомпанемент Якова Кацнельсона, чье концертмейстерское мастерство поразило богатой тембровой палитрой и чутким вниманием к вокалу. К сожалению, карантин более всего сказался на самом нежном и хрупком инструменте – человеческом голосе. У маститой Шагимуратовой страдала интонация, некоторые ноты брались с «подъездом». Не хватило полетности звука, чувствовались напряжение и неуверенность, верхние ноты тоже представляли определенную трудность. Все это было отчетливо слышно и в арии Марфы из «Царской невесты», и в романсе «Сон» ор. 38 № 5 Рахманинова, и в романсе Тамары из «Демона» Рубинштейна.

Когда речь заходит о русском модерне, невозможно пройти мимо его связей с французским искусством тех лет. По легенде, на выставке русской живописи, организованной Дягилевым в Париже, на полотна Врубеля целыми днями засматривался невысокий человек. Это был Пабло Пикассо. И естественным образом в программе фестиваля возникла французская музыка. Трио Граф Муржа (скрипка), Игорь Федоров (кларнет) и Андрей Гугнин (фортепиано) исполнило Сюиту для скрипки, кларнета и фортепиано из музыки Дариюса Мийо к пьесе Жана Ануя «Пассажир без багажа». Интерпретация редкого в наших краях произведения попала точно «в стиль» – красочная, виртуозная, задорная, искрящаяся подлинно французским шармом.

Напоследок аристократический Vivarte, быть может, под влиянием своего многоликого собрата, фестиваля Vivacello, устремился к другим берегам. Трубач Вадим Эйленкриг с контрабасистом Арменом Мкртычяном выдали джазовую импровизацию на тему Adagio из Аранхуэсского концерта Хоакина Родриго, в оригинале написанного для гитары и оркестра. Пожалуй, это был наиболее экзотический дуэт на фестивале, уже само его звучание не могло не увлечь: полнокровная, «отполированная» медь вела органичный диалог с приглушенным и вальяжным пиццикато короля струнных. В продолжение испанской темы, которая, как известно, занимала и Врубеля, дуэт исполнил свою версию трогательного танго Como un bolero великого гитариста Пако де Лусии. Завершился фестиваль задумчивой «Колыбельной для Леи» самого Эйленкрига и легендарной Summertime из «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина в импровизационном прочтении джазмена. Это был ясный намек, что карантин почти позади, лето в самом разгаре, и на следующем Vivarte мы определенно встретимся очно.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди