Arvo Pärt. Stabat Mater <br>Gloriæ Dei Cantores <br>Richard K. Pugsley <br>Gloriæ Dei Cantores Релизы

Arvo Pärt. Stabat Mater
Gloriæ Dei Cantores
Richard K. Pugsley
Gloriæ Dei Cantores

Юбиляр этого года, Арво Пярт (р. 1935) сегодня является одним из самых востребованных современных академических композиторов. За полвека творческой деятельности Пярт обращался к различным жанрам духовной музыки. Это и опусы для православной церкви, и григорианский хорал, и ренессансная полифония. Пярт пишет преимущественно медитативную музыку, в основе которой лежит разработанная им индивидуальная техника композиции – tintinnabuli. «Я обнаружил, что бывает достаточно, когда красиво сыгран один-единственный тон», – признался композитор. Однако прежде чем он нашел свой оригинальный язык, который исследователи называют также «сакральным минимализмом» или «новой благозвучной музыкой», он экспериментировал с серийностью двенадцати тонов и техникой коллажа.

На диске ансамбля Gloriæ Dei Cantores собраны хоровые опусы композитора для различных составов. Три сочинения для хора a cappella – Peace Upon You, Jerusalem («Мир тебе, Иерусалим») для женского хора с тембрально высветленным ясным звучанием, а также две партитуры для смешанного хора. Magnificat построен на антифонном сопоставлении групп мужского и женского хора и контрастном, наполняющем храмовую акустику полнозвучном фортиссимо в tutti; Nunc dimittis («Ныне отпущаеши») – сосредоточенная атмосферно звучащая композиция с ламентозными интонациями. Отмечу органично выстроенный ансамблевый баланс и редкие для западных хоров насыщенные басы с отличным профундовым  тембром.

Партитура L’abbé Agathon («Аббат Агафон») представлена в третьей редакции 2008 года для струнного оркестра, смешанного хора и двух солистов. Сочинение воскрешает сцену из древней легенды IV века о случайной встрече отшельника Агафона и прокаженного. Изысканная экспрессия французского языка у певцов усиливается тембрами альтов и виолончелей.

Salve Regina («Славься, Царица небесная») в первоначальной версии для хора и органа (2001) представляет собой образец исключительно естественного сочетания тембров и погружает слушателей в атмосферу католического собора, где эффект «застывшего» времени становится осязаемо экзистенциальным.

В одном из самых грандиозных хоровых полотен композитора для хора и оркестра – Stabat Mater («Стояла Мать скорбящая») – переданы и мучительные страдания, и безграничное чувство любви Марии, стоящей у подножия креста, на котором распят ее сын.

Еще до того, как сформировался его оригинальный стиль, Арво Пярт впитывал различные влияния, среди которых оказался и григорианский хорал, услышанный композитором в одном из книжных магазинов по радио. Словно божественное озарение, он открыл композитору окно в другой мир. «В одно мгновение стало понятно, насколько глубок и чист этот мир», – говорит он. Композитор фиксирует в своих дневниках мелодии григорианских хоралов, которые послужили  интонационным фундаментом его техники «тинтиннабули». Исследователи нарекли ее «теологией», в которой запечатлен процесс поиска правды, красоты, чистоты и заключена метафора единства любви и веры.

Обращение к творчеству Арво Пярта стало закономерным шагом для ансамбля  Gloriæ Dei Cantores (дословно: «Певцы во Славу Божию»), поскольку григорианский хорал является неотъемлемой частью их репертуара и в то же время основой, на которой зиждится их интерпретация западноевропейской музыки.

Коллектив основан в 1988 году, и за это время участники хора освоили более 200 авторских произведений различных эпох: от средневекового григорианского хорала до сакральных произведений XXI века. Хор активно гастролирует, в том числе трижды побывал в России и выступал в самых известных залах, включая столичные Большой зал Московской консерватории и Концертный зал имени Чайковского. В рамках популяризации лучших образцов религиозной музыки несколько лет назад участники коллектива приступили к изучению творческого наследия Арво Пярта под руководством Ричарда К. Пагсли, который возглавил  коллектив Gloriæ Dei Cantores около 15 лет назад. Особое погружение каждого из певцов в стиль Пярта создает необыкновенную молитвенную атмосферу при исполнении его музыки: происходит ли это в рамках гастрольных выступлений или серии концертов в Церкви Преображения Господня в Орлеане (США, штат Массачусетс). Их репертуар также включает самые масштабные работы Пярта – Passio и Berliner Messe.

Неоднократно исполняя хоровые сочинения, записанные на этом альбоме, с Камерным хором Московской консерватории, будучи соорганизатором Международного музыкального фестиваля «Зеркало в зеркале», проводимого ежегодно с 2015 года в честь Арво Пярта и его современников, считаю важным рекомендовать данный диск в вашу фонотеку современной музыки.