Нармин ШИРАЛИЕВА:  В любом фестивале должна чувствоваться связь времен Персона

Нармин ШИРАЛИЕВА: В любом фестивале должна чувствоваться связь времен

В Московской области прошел масштабный фестивальный проект «Дорогой Высоцкого».
Он стартовал в ноябре 2016 года и завершился в декабре 2017‑го, охватив города Московской области – Королев, Люберцы, Коломну, Раменское, Долгопрудный, Видное, Дубровицы, в которых проходили исторические концерты выдающегося отечественного актера, барда Владимира Высоцкого.
Сегодня ему бы исполнилось 80 лет. Об идее и участниках фестиваля один из его инициаторов, Советник Губернатора Московской области. Нармин Ширалиева (НШ) рассказывает Евгении Кривицкой (ЕК)

ЕК Как все начиналось?

НШ Это тот самый счастливый случай, когда из другого проекта отдельным зеленым ростком вырос в роскошное дерево новый фестиваль. Мы проводили в рамках губернаторской программы «Наше Подмосковье» цикл программ «Времена года в Подмосковье». Каждый месяц в разных муниципалитетах проходили крупные акции разного формата. Фестиваль осуществлялся на внебюджетные деньги. В Год литературы показывали литературные композиции, проводили литературные викторины, дарили людям разные книги. Евгений Князев читал фрагменты из романа «Война и мир», и звучали фрагменты из оперы Прокофьева «Война и мир». И многое иное. Один из этих проектов «Времен года» был посвящен теме «Высоцкий и Дубна». Потому что это город, где Высоцкий часто выступал и его многое с этим местом связывало. Там состоялся концерт Александра Домогарова с Никитой Высоцким, мы тоже сделали викторину о Высоцком. И тогда в разговоре с Никитой Владимировичем родилась идея, что, поскольку Высоцкий и Подмосковье – это целая карта, что он тут выступал, то это может быть отдельным проектом.

ЕК И вы придумали отдельный фестиваль «Дорогой Высоцкого»…

НШ Да, он стартовал в ноябре 2016 года. И дальше весь 2017 год мы путешествовали по тем залам и городам, где когда‑то пел Владимир Семенович. Этот проект важен не только мемориальным характером: все участники очень творчески подошли к нашей идее, и в итоге получились оригинальные программы. Фестиваль, например, дал рождение одному из самых популярных ныне спектаклей Московского Губернского театра под руководством Сергея Безрукова «Высоцкий. Рождение легенды». Мы очень гордимся этим – мало того, что спектакль с аншлагом идет на своей родной площадке в Губернском театре, его также играли в Крокус-сити летом в день памяти Высоцкого, а на 80‑летие со дня рождения артиста он с громадным успехом прошел в Кремлевском дворце. Премьерный показ, еще в эскизном варианте, увидели зрители Дома культуры Королева, площадки, где Высоцкий дал свой последний концерт и последний раз в жизни вышел на сцену. Мы даже открыли там памятную доску.

ЕК Высоцкий пел песни под гитару. Но у вас они звучали в самых разнообразных версиях. Как складывались программы?

НШ И у Екатерины Гусевой, и у Дмитрия Харатьяна, вообще у всех участников песни Высоцкого уже были в репертуаре, плюс они что‑то делали для нас специально и впервые. Харатьян работает под гитару, а вот Дмитрий Певцов, Гоша Куценко пришли со своими музыкальными группами – это был такой эстрадный формат, сопровождавшийся свободным общением с залом. С Гошей в программе выступила Ирина Апексимова – у них давний альянс, – и получился очень живой, актерский с точки зрения импровизации концерт. У Александра Домогарова тоже сложившиеся уже многолетние связи с коллективом Тимура Ведерникова, который сам даже спел одну из песен Высоцкого. Очевидно приглашение в фестиваль Александра Ф. Скляра, только что выпустившего новый альбом, полностью с песнями Высоцкого. Он сам рассказывал, что именно Высоцкий определил во многом его собственный творческий выбор, потому что Скляр – выпускник МГИМО, изначально работал на дипломатической ниве. Высоцкий для него – одна из основ внутреннего творческого кредо.

ЕК Каждый из этих концертов вел Никита Высоцкий, рассказывал об отце, представлял артистов, читал стихи…

НШ Мне очень дорога возможность с ним поработать: мы все детально обсуждали, делились мыслями, решали, кого и почему приглашать из артистов. Каждый раз Никита Владимирович придумывал новый ход в концерте. Он изумительно, очень тепло и подробно представлял участников. На самом первом вечере 24 ноября с Александром Ф. Скляром на сцену вышли студенты Никиты Высоцкого с его театрального курса Института культуры. Это замечательные ребята, теперь объединившиеся в театр, которым руководит сейчас Николай Скорик. Они показали композицию по «Алисе в стране чудес» – многие в детстве слушали пластинку с музыкой Высоцкого, и вот песни оттуда прозвучали на открытии фестиваля.

Мне кажется, что лицо фестиваля, свой вкус и послевкусие возникли, конечно, благодаря Никите.

ЕК Я испытывала аналогичные чувства, соприкасаясь с ним в этом проекте. Меня поразило, когда я слушала его ведение концерта в нашей органной части, что он говорил так, как будто присутствовал рядом со своим отцом в описываемых им событиях. Откуда у него такое погружение в биографию?

НШ Думаю, что Никита много общался с ближайшими друзьями отца, на концертах к нему подходили люди, очевидцы, которые бывали на концертах Высоцкого, кто‑то фотографии приносил, записи, делился воспоминаниями. Он, как директор Музея Высоцкого, это все собирает.

ЕК Вы упомянули слово «послевкусие». Какие ощущения у вас сейчас, когда прошло некоторое время?

НШ Я сторонница, чтобы любое крупное фестивальное событие опиралось на глубокий исторический контекст. То есть не вообще просто мы собрались, что‑то придумали и сделали, а чтобы чувствовалась связь времен. В данном случае мне хотелось через поэтическую параллель, через Высоцкого и любовь к Высоцкому (с одной стороны, зрительскую, с другой – наших известных артистов) – соединить время. Но при этом, если бы мы просто пытались повторить или даже в аранжировках приблизиться к Владимиру Высоцкому – это была бы, наверное, тоже некая музейность, а тут мы, к примеру, взяли и исполнили его песни с органом и даже соединили с Бахом. С нуля с вами, Евгения, придумали, сделали уникальную версию.

ЕК Я могу со своей стороны вас только поблагодарить за доверие и приглашение: это был, безусловно, крутой эксперимент. И я пережила невероятные ощущения, когда Никита спел со мной под орган несколько песен – его тембр «пробирал», когда пробивались знакомые «отцовские» интонации. Хотя он делает это по‑своему, в стиле мелодекламации, скорее.

НШ И в своих комментариях Никита Высоцкий нашел новые сюжетные повороты: мне самой было очень интересно узнать, как относились к его отцу академические композиторы – Губайдулина, Шнитке, Буцко…Так вот соединились день вчерашний, сегодняшний, и в этом синтезе – выход в будущее.

ЕК Кто был в зрительном зале? Ведь ваш проект – некоммерческий?

НШ Фестиваль финансировался областным бюджетом. Поэтому в каждом отдельном случае в Муниципалитете мы просто прорабатывали, скажем так, приглашение целевой аудитории. Людей, работающих в наших учреждениях культуры, людей, которым небезразлично искусство Высоцкого, которым было важно и интересно попасть. Чтобы избежать давки, переаншлагов, мы делали специальные пригласительные билеты и работали на больших площадках, в самых больших ДК, от 500 и выше. Где‑то приходилось и дополнительные стульчики приставлять, а в Видном концерт прошел в спорткомплексе вместимостью в несколько тысяч человек.

Хотя Подмосковье и рядом с Москвой, но далеко не все, причем даже из ближних наших городов, могут себе позволить выехать в столицу на концерт, на спектакль. Фестиваль, где участвуют такие известные артисты, очень важен просто с точки зрения поддержки зрительского интереса. Мы по возможности стараемся все проекты, которые финансируются из областного бюджета, делать либо бесплатными, либо по так называемым билетам социальной стоимости, чтобы для людей это было доступно.

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика Персона

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны