Взорвавшие тишину События

Взорвавшие тишину

В Новосибирске состоялась главная премьера VII Транссибирского Арт-Фестиваля

Прерванный в марте карантином, Форум завершился выступлением молодого российского дирижера Валентина Урюпина – и им же открылся вновь. «Месяц назад мне уже довелось распечатывать тишину», – произнес Урюпин, вспоминая одно из первых живых выступлений в Москве. В открывающем осенний «Транссиб» концерте тишину не просто распечатали – печать с нее, можно сказать, сорвали, словно пользуясь передышкой в ограничениях или празднуя их менее очевидный конец. Вечер прошел при полной рассадке зала и оркестра, которую сбалансировало отсутствие антракта – такая диспозиция сохранится на всех последующих концертах фестиваля. Новосибирский академический симфонический оркестр исполнил сочинения Равеля и Шумана, а главным событием вечера стала мировая премьера La Sindone для скрипки с оркестром, написанная эстонским композитором, живым классиком Арво Пяртом. Сочинение посвящено основателю и художественному руководителю фестиваля, всемирно известному скрипачу Вадиму Репину, а также Андресу Мустонену – эстонскому дирижеру, под управлением которого премьера состоится на родине композитора.

Статус «живого классика» и известность у широкой аудитории Пярт, отметивший накануне 85-летний юбилей, получил в том числе благодаря особому свойству его музыки – легкой усвояемости. Благозвучность и красота, прозрачное перетекание двухголосия, опора на церковные жанры – все это характерно для пяртовского «сакрального минимализма». Его сочинения лишены динамичности и виртуозности, они пребывают в разреженном молитвенном состоянии – и поэтому кажутся несложными для исполнения. Но за видимой технической легкостью скрывается трудность иного, психологического плана – фактически просто устроенная музыка Пярта держится лишь на ритуальном аффекте. Чтобы пяртовский минимализм оказался действительно «сакральным», а не распался на трезвучия, как молитва на заученные слова, исполнителям нужно попасть под его эмоциональное воздействие, вслед за Пяртом поверить в сакральность звучащего. Здесь роль дирижера как проводника между технической и образной стороной музыки особенно важна, и в этом смысле Валентин Урюпин, умеющий точной метафорой объединить два в одном (помимо уже упомянутого «распечатывать тишину», на репетиции звучали действенные указания: «раздуваем стекло», «здесь должны быть оголенные мышцы» и другие), – прекрасный транслятор пяртовской музыки.

Название La Sindone («Плащаница») отсылает к одной из самых известных христианских реликвий. Сама партитура не нова в полном смысле этого слова: оркестровое сочинение было написано в 2006 году и теперь переложено Пяртом для скрипки с оркестром. Три раздела пьесы символизируют Страсти Христовы – распятие, погребение и воскресение. Даже если не знать этого, то музыкально-риторические фигуры, своего рода символы, которыми наполнена партитура, позволяют провести нужные параллели. Непривычно резкий для Пярта первый аккорд сочинения, по звукам которого оркестр спускается все ниже и звучит все устрашающе, можно включить в энциклопедию passus duriusculus (лат. «жестковатый ход») – излюбленного композиторами всех времен барочного музыкального символа. В музыке он означает скорбь и страдание, а иногда напрямую – спуск в ад. Возвещающий воскресение конец La Sindone зеркально отразил начало, и прежде уходящие в бездну звуки так же строго и устрашающе поднялись над ней в громогласном каноне под звон колоколов и тремоло литавр. К пяртовскому полупрозрачному оркестровому «стандарту» более всего приблизилась середина пьесы. Она вполне могла бы стать еще одним саундтреком к фильмам Паоло Соррентино, сотрудничество с которым у композитора случилось в фильме «Великая красота», – такие ассоциации возникали. Медленно проплывая по минорному трезвучию, солист Вадим Репин вместе с оркестром совершил настоящую медитативную практику или, по его словам, «соборное погружение» – и это именно тот случай, когда ритуальный аффект музыки Пярта подействовал на исполнителей. Помимо «Плащаницы», в концерте прозвучала знаменитая Пассакалия Пярта для скрипки с оркестром. Пассакалия – старинный жанр, ставший в XX веке популярным и, к слову, также основанный на нисходящей фигуре passus duriusculus. Исполнение ее показало ровно обратное, рассыпчатое свойство музыки композитора: аффект не сработал, и оркестровое полотно распалось на простые, ничего не подразумевающие за ними фрагменты.

Обрамили сочинения Пярта цикл Мориса Равеля «Моя Матушка-Гусыня» и Четвертая симфония Шумана. Название пьес Равеля отсылает к имени знаменитой французской фольклорной сказочницы, которую изображали с гусиными лапками, а также к одноименному сборнику сказок Шарля Перро. Музыка, посвященная детям четы Годебских, близких друзей Равеля, обращена к образам «Спящей красавицы», «Мальчика с пальчик», «Красавицы и чудовища» и другим. В ней Равель стилизовал старинные танцы – павану и сарабанду; под управлением Урюпина равелевская стилизация, сделанная с огромным, свойственным композитору вкусом к деталям, но в некотором смысле безделушечная, переросла себя. Нежный финал цикла «Волшебный сад» Урюпин плавно взрастил от спокойных инструментальных перекличек к звенящей ликующей кульминации всего оркестра, пронизанной арфовыми переливами и перезвоном колокольчиков. Не проседая ни в темпе, ни в динамике, двигаясь вперед за музыкой, оркестр вывел ее на уровень трансцендентного, превратив «волшебный сад» – в «райский». Такой же эффект произвел финал Четвертой симфонии Шумана. Части сменяют друг друга без перерыва, достигая апогея в радостной непрекращающейся лихорадке финала. «Все, что можно, пожалуйста, танцевать», – говорит Урюпин оркестру на репетиции. Иоркестру это удается – ликующе и празднуя музыку, которой снова позволено звучать.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди