Вошли без стука События

Вошли без стука

Владимир Юровский открыл сезон с Оркестром Берлинского радио

Нередко говорят, будто российские программы Владимира Юровского более традиционны по сравнению с теми, которые он представляет за рубежом. Два концерта в столице Германии опровергают это, во многом перекликаясь с его московским репертуаром, хотя и не отрываясь от берлинского контекста. Увы, при закрытых границах у нас пока есть возможность слышать их лишь в трансляции.

Работа Юровского во главе Симфонического оркестра Берлинского радио подошла к экватору: три сезона прошло, три впереди. О продлении контракта с маэстро до 2023 года оркестр объявил еще полтора года назад, и их полное взаимопонимание демонстрируют два сентябрьских концерта в Берлинской филармонии, лучшие страницы которых впору выпускать на CD. Оба прошли в рамках Берлинского музыкального фестиваля, традиционно открывающего концертный сезон в городе; в его афише есть программы и из одной классики, и только из радикальной современности, и такие, как эти две.

Обе программы подверглись корректировке в соответствии с возможным числом оркестрантов на сцене. В итоге 5 сентября были исполнены Фуга (Ricercata) из «Музыкального приношения» Баха в оркестровке Веберна, Вариации для оркестра Веберна, Три фрагмента из «Воццека» Берга и Кончерто гроссо № 1 Шнитке, а 11 сентября – «Метаморфозы» Р.Штрауса, пьеса White Ребекки Сондерс для трубы соло плюс два сочинения Бетховена: редкостные «Три эквале» для четырех тромбонов и Симфония №5. Для тех, кто не пропускает московских программ Юровского, узнаваем его почерк в их составлении, и почти каждый номер отзывается в памяти рифмой, зачастую и не одной.

После того, как жизнь всего мира оставалась «на паузе» в течение почти полугода, Фуга (Ricercata) Баха – Веберна прозвучала с особенным смыслом, отсылая к двум именам, открывшим новые эпохи в австро-немецкой музыке, и знаменуя начало еще одной – никто пока не знает, какой. А девять лет назад знаковое для Юровского сочинение украшало его единственный концерт с Московским камерным оркестром Musica Viva – за две недели до назначения маэстро художественным руководителем Госоркестра Светланова, ожиданием которого в те дни был наполнен столичный воздух. В той же программе исполнялись Вариации Веберна – их тогда Юровский сыграл два раза подряд, демонстрируя возможности разных подходов, предельно сдержанного и подчеркнуто эмоционального. Сейчас в Берлине возобладал второй – сколько, оказывается, отчаяния в этой музыке, которую многие до сих пор считают слишком рациональной и сухой, и насколько может быть пропитан дыханием смерти ее финал!

В Трех фрагментах из «Воццека» блистала Анне Шваневильмс, одна из лучших на сегодняшний день исполнительниц партии Мари, – в ноябре она планирует участвовать в московских концертах Юровского. Сюиту, предназначенную для большого оркестра, сыграли в обработке Эберхарда Клоке для 38 музыкантов и детского хора (ею пользуются многие площадки, в том числе венский Театр «Ан-дер-Вин»), высветившей неожиданные краски не только партитуры, но и вокальной партии. Если обычно Три фрагмента оставляют острое чувство неполноты, побуждая послушать оперу целиком, сейчас они предстали самоценной, завершенной драматической сценой – настолько концентрированно звучала каждая нота, как бы больше самой себя.

Репетиция оркестра в Берлинской филармонии
накануне второго концерта в сезоне

«Воццек» под управлением Юровского в Москве не исполнялся ни целиком, ни частично, зато сюита из другой оперы Берга – «Лулу» – целых два раза. Юровский неоднократно представлял в столице и сочинения Шнитке, выбирая не самые расхожие; для нынешнего берлинского концерта он также готовил редко звучащий Кончерто гроссо № 4 / Симфонию № 5, но ввиду ограничений его пришлось заменить Кончерто гроссо № 1. Связь музыки Шнитке с австро-немецким древом для Юровского очень важна, и он не отказал себе в удовольствии применить к суперхиту Шнитке излюбленный прием – максимально заострить углы, изъять из Кончерто гроссо № 1 всю шлягерность, вместо этого натянув нить, связывающую сочинение с Новой венской школой.

Вторую программу открыли «Метаморфозы» Р.Штрауса – еще одно сверхзнаковое сочинение, написанное в последние месяцы Второй мировой: в нем – и плач по немецкой культуре и романтическому искусству, и приношение Бетховену и Вагнеру, и множество других символов. Пять лет назад Юровский начинал им абонемент «Война и мир», посвященный 70-летию Победы, но теперь интерпретировал сочинение куда эмоциональнее – будто оплакивал жертв и войны, и пандемии, и 11 сентября, брал реванш за месяцы вынужденного молчания и мысленно играл на каждом инструменте сам. Впрочем, у Юровского так бывает именно со Штраусом: не так давно маэстро с подобной же непривычной раскованностью исполнял «Альпийскую симфонию», словно забыв о смыслах, подтекстах, просветительстве и решив сыграть что-то просто для себя. «Метаморфозы» же важны ему по-прежнему: еще в августе он дважды представил их в Коринском монастыре (без публики) и на большом концерте в парке «Сады мира».

Там Юровский уравновесил длительное, неспешное сочинение Штрауса – далеко не самый очевидный выбор для многотысячного опен-эйра – двумя романсами для скрипки с оркестром и Симфонией №1 Бетховена. Избегая буквальных повторов, теперь маэстро вместо Первой представил Пятую, добавив «Три эквале», а до того прозвучала пятнадцатиминутная пьеса WhiteРебекки Сондерс для трубы соло. В афише Берлинского фестиваля Сондерс занимает немалое место: ее сочинения играют в семи программах, из которых четыре посвящены только ей. Но в программе Юровского White звучала отчасти как вставной номер, хотя и вынужденный: изначально планировалось сочинение Alba для трубы и большого оркестра. Написанную ультрасовременным языком пьесу исполнил Марко Блау, солист ансамбля Musikfabrik, виртуоз высочайшего класса. Он сам работал над разработкой конструкции трубы с двумя раструбами, позволяющей быстро менять тембры, добиваться эффекта эхо, исполнять микрохроматику – эти и другие возможности инструмента показала написанная для него пьеса, отчасти напоминающая Секвенцию Берио.

Главным репертуарным сюрпризом обеих программ стали «Три эквале» для четырех тромбонов Бетховена – малоизвестное сочинение, которое крайне редко исполняется и записывается. Оно было заказано и написано осенью 1812 года для исполнения башенными музыкантами в Линце в День всех усопших, а впоследствии звучало на похоронах Бетховена. Раритет длиной около пяти минут создан вскоре после Седьмой симфонии, и не диво, что в нем можно расслышать отзвук знаменитого Allegretto, но тут же витают тени и Шестой Чайковского, и тех же «Метаморфоз», и многого другого. К Пятой симфонии Юровский перешел без перерыва, исполнив ее с уменьшенным составом струнных и участием натуральных медных духовых; трудно не заметить разницы с его бетховенскими трактовками в Москве, где маэстро представлял Третью и Пятую в роскошных оркестровках Малера, на очереди Седьмая. Теперь же симфония рассказывала не столько о «стуке судьбы в дверь», сколько о том, что «пути нет, но идти надо».

Владимир Юровский: Из трехколесного велосипеда у Малера получился двигатель внутреннего сгорания 

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди