В гостях  у Маэстро События

В гостях у Маэстро

В Музее русского импрессионизма выставили картины из личной коллекции Владимира Спивакова

«Скажи мне, что ты собираешь, и я скажу – кто ты». Так, перефразируя известный афоризм Еврипида, хочется начать рассказ об уникальной выставке, развернутой в необычном месте.

Музей русского импрессионизма очень молод, ему около четырех лет. В нынешнее здание на территории бывшей фабрики «Большевик» он въехал в мае прошлого года. Здание музея скрывается за красным кирпичным фасадом, выходящим на Ленинградский проспект. Бывший продовольственный склад реставрировали известные лондонские архитекторы, специалисты в области консервации, реставрации и реновации исторических зданий, авторы проекта обновления знаменитого лондонского вокзала King’s Cross. Архитектор Эйдан Поттер, как можно прочесть на сайте музея, «“заковал” кирпичную постройку в блестящий перфорированный металл, сделал внутренние перекрытия, разбив здание на пять этажей. В итоге продовольственный склад превратился в настоящий музейный комплекс. В нем с легкостью разместились три выставочных зала общей площадью 1 000 м². В цокольном этаже, наряду с просторной выставочной зоной, были выделены зоны кинотеатра, учебной студии, книжного магазина с музейной атрибутикой. На третьем этаже появились выходы на летние террасы, расположенные прямо на крыше музея, и уютное кафе».

Все так, но только лично зайдя внутрь, можешь оценить размах архитектурной концепции и ее блестящее воплощение. Просторные выставочные пространства, современный дизайн, дополнительные технические средства (скажем, в залах с картинами из коллекции Спивакова звучит музыка – скрипичные записи самого маэстро, и это создает его незримое присутствие, словно он тут, за стенкой репетирует к новому концерту) позволяют наслаждаться общением с картинами. Отсюда действительно не хочется уходить.

Идея создания Музея принадлежит бизнесмену и коллекционеру Борису Минцу. Музей русского импрессионизма – не только выставочное пространство: в нем ведутся специальные образовательные и просветительские программы, бывают и музыкальные концерты. В 2015 году Музей русского импрессионизма вошел в состав ICOM (Международный совет музеев). А совместный с «Иностранкой» проект «Картина в библиотеке» почти за 3 года объехал несколько крупных российских городов и вывел Музей в финал «Интермузея-2016».

Говоря о выставке Спивакова, мы употребили эпитет «уникальная». Он «работает» во многих смыслах. Артисту удалось собрать разнообразную представительную коллекцию, где соседствуют полотна художников-авангардистов, эскизы к театральным постановкам и подстекольные иконы XIX века в «наивном стиле». Сам факт «обнародования» ее тоже заслуживает внимания: многие не хотят «впускать» в свое личное пространство посторонних. Маэстро щедро поделился своими сокровищами – так, как он делится своим талантом.

«Живопись и музыка связаны необычайно. Мне близка мысль, высказанная художником Кузьмой Петровым-Водкиным о том, что искусство не забава и не развлечение, а способ ясновидения, способ высшей беседы с природой», и коммуникации с человечеством – позволим себе завершить мысль Владимира Спивакова.

Его комментарии, размещенные на стенах в виде кратких цитат, намечают вектор восприятия.

Наверняка каждая из картин имеет личную историю. Но маэстро поделился «биографией» лишь нескольких, о чем можно прочитать в небольшом буклетике: «Три года я жил и работал в Испании вместе с оркестром “Виртуозы Москвы”. Все, что связано с Испанией и ее культурой, стало мне очень близко. Когда я увидел “Испанскую танцовщицу” Сергея Виноградова, понял, что она просто необходима для моей коллекции. Эффектная постановка фигуры, драматические контрасты света и тени – великолепная работа, пусть и эскизная».

Картины сгруппированы и по темам («Образ женщины», где притягивают к себе две работы абстракциониста Бориса Жутовского, посвященные Майе Плисецкой), и по жанрам (различные портреты, где соседствуют работы Льва Бруни, Давида Бурлюка, Бориса Шаляпина и др.). Взгляд задерживается на «Музыке» Игоря Новикова: его летящий скрипач – явная реплика Марка Шагала. Некоторые полотна необычны по технике: «Музицирующих ангелов» Егор Остров написал на холсте акрилом, а «Вестники» Николая Вечтомова выполнены акрилом на оргалите. Почетное место в собрании занимают работы Эрнста Неизвестного, в частности, литография его знаменитого «Сердца Христа», распятия, сделанного в 1980‑е годы для кардинала Войтылы, будущего Папы Иоанна Павла II.

…Нехотя покидая выставку, мы вновь перечитываем слова Владимира Спивакова: «Коллекционирование отражает человеческую личность так же, как и манера одеваться, держать себя… То, как человек говорит, как мыслит, что он собирает – все это есть отражение его личности. И никуда от этого не денешься».

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады