Мягкая, с железным стержнем События

Мягкая, с железным стержнем

Большой театр чествует своего юбиляра – народную артистку СССР Светлану Адырхаеву

В грандиозном гала в честь балерины из плеяды «золотого века» Большого театра участвовали ученицы Светланы Дзантемировны и танцевальные коллективы из родной Осетии.

Жизненный путь артистки начался в маленьком северо-осетинском селении Хумалаг. По словам Адырхаевой, она, как и все дети на Кавказе, не успев родиться, уже пела и танцевала. В 1946 году в Северную Осетию прибыла в поиске талантливых ребят группа преподавателей классического танца Ленинградского хореографического училища, в котором была великолепно организована работа с национальными кадрами. Известный педагог младших классов Варвара Мей, ученица легендарной Вагановой, лично отобрала восьмилетнюю Светлану. На поезде «счастливый случай» ее увезли в Вагановское училище. Именно у Мей Адырхаева постигала азы классического танца. Почти не говорила по-русски, была младше своих одноклассников, но оказалась сызмальства «крепким орешком». Еще ребенком Адырхаева проявляла бойцовский характер. Ее определили в танцевальную группу мышей в «Щелкунчике», она же категорически отказалась: «Мышей танцевать не буду!» В старших классах ей посчастливилось учиться у другой ученицы Вагановой Елены Ширипиной. Выпуск 1955 года готовили к открытию нового театра в Орджоникидзе. Худруку балетной школы Федору Лопухову, симпатизировавшему «черкешенке» (так Лопухов называл Адырхаеву) и желавшему ее оставить в Ленинграде, сделать этого не удалось: министерство не разрешило разъединить национальную группу. Театр же в Осетии не успели достроить, и всех осетин отправили открывать Театр оперы и балета в Челябинске.

Здесь семнадцатилетняя Светлана стала сразу ведущей балериной и исполнила Одетту-Одиллию в «Лебедином озере». Потом был Одесский театр оперы и балета. Но судьбу ее решила декада осетинского искусства и литературы в Москве, где 22-летнюю Светлану Адырхаеву заметила Галина Уланова. И уже 11 сентября 1960 года молодая балерина дебютировала на сцене Большого театра с Николаем Фадеечевым в «Лебедином озере». И «зубры» Большого ее приняли. Ей повезло: всю свою артистическую жизнь она провела в классе Марины Семеновой, а партии готовила с Галиной Улановой. Ее обширный репертуар включал главные роли в балетах «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Бахчисарайский фонтан», «Гаянэ», «Индийская поэма», «Любовью за любовь», «Спартак», «Легенда о любви», «Каменный цветок». Балетмейстер Юрий Григорович всегда зорко высматривал талант и индивидуальность. В Адырхаевой ему нравились хорошая школа, отменная балеринская форма, привлекала восточная пластика и актерский темперамент. Он выбрал ее на роль Мехменэ Бану в «Легенде о любви» вместе с Майей Плисецкой, а на партию Эгины в «Спартаке» – вместе с Ниной Тимофеевой. Эти роли стали ее коронными. В партии Мехменэ Бану Адырхаева царственно передавала пропасть чувств от затаенной глубины переживаний до взрыва отчаяния. И гармонично соотносила властность и женственность своей героини. Позировки в танце ее обольстительной Эгины в «Спартаке» пластически перекликались с фресками Древнего Рима. А хорео­графически она с филигранной аутентичностью передавала стиль Григоровича, добавляя свою природную манкость и восточное изящество.

Сегодня в Большом театре Светлана Адырхаева педагог-рекордсмен по количеству учениц. В ее классе, который она дает каждое утро, свободных мест у палки нет. А две прима-балерины Екатерина Крысанова и Анастасия Сташкевич готовят все партии под ее руководством с первых шагов работы в театре. Екатерина Крысанова признается в любви своему наставнику: «Мне очень комфортно работать со Светланой Дзантемировной, с ней никогда не бывает скучно. Она находит для меня новые краски, новые нюансы, что-то усложняет. У нее прекрасный вкус. Она мягкая, но с железным стержнем. Может направить, заставить, приснять корону…»

Руководитель балетной труппы Большого Махар Вазиев об Адырхаевой отзывается с восхищением: «Светлана Дзантемировна своим талантом, своим трудом достигла самых высоких результатов и стала признанной балериной. Она – одна из самых главных страниц культурной жизни не только нашей республики, но и нашей страны и вообще мирового балета. Поэтому она – наше всё».

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»