Релизы

ANDRIS NELSONS GEWANDHAUSORCHESTER LEIPZIG Kristine opolais From the new world AntonÍn DVOŘák Accentus Music Blu-ray

ANDRIS NELSONS GEWANDHAUSORCHESTER LEIPZIG Kristine opolais From the new world AntonÍn DVOŘák Accentus Music Blu-ray

В 2017 году Андрис Нелсонс, ставший в свое время самым молодым дирижером-дебютантом Байройтского фестиваля, принял на себя должность музыкального руководителя Гевандхауз-оркестра, сменив Риккардо Шайи. Сегодня для слушателей доступна живая запись его первого концерта с этим прославленным коллективом, сделанная в мае 2017 года. Нелсонс выбрал тематическую программу из сочинений Антонина Дворжака и Бедржиха Сметаны, показывая преемственность чешской музыкальной школы.

Главное украшение концерта – симфония № 9 «Из Нового Света» (возможно, Нелсонс этим названием намекал на новые перспективы, открывающиеся перед оркестром). Удачно смешав напевы спиричуэлс и пентатонические гармонии с европейскими формами и методами развития, Дворжак создал хит всех времен, постоянный спутник концертных площадок мира. За десятилетия исполнений, конечно, накопилось много «образцовых» интерпретаций – Караяна, Бернстайна, Кубелика, Челибидаке и др. Однако с первых же нот слышно, что Нелсонс совершенно не стремится соревноваться с мастерами прошлого и создавать еще одну статую Мыслителя, совершенную в пластике и форме. Его Симфония изменчива, как речной поток.

Нелсонс без колебаний сдвигает или замедляет темп, если это работает на его интерпретацию. Где только возможно, он стремится подчеркнуть и усилить контрасты в музыке. Наилучший пример этого – в медленной части: насколько по-особенному скорбно воспринимается средний раздел, а-ля траурный марш, и как после него тепло звучит английский рожок, поющий свою вечную песнь. Однако и драматическая нота не забыта – скерцо не раз заставит слушателей подпрыгнуть от резких взрывов оркестра. В целом, общая образная трактовка приближена к уютному, «камерному» музицированию, нежели к эпической саге. В подобном ключе решен и заключительный аккорд симфонии: Нелсонс следом за Янсонсом заставляет постепенно растаять, убирая инструменты, пока одни лишь флейты не повисают в воздухе.

Симфонию дополнили несколько вокальных номеров из опер «Русалка» (Дворжака) и «Далибор» (Сметаны), спетых тогдашней супругой Нелсонса, всемирно известной певицей Кристине Ополайс. По словам певицы, Дворжак относится к числу ее самых обожаемых композиторов. Действительно, с партией «Русалки» певица уже выступала в Баварской государственной опере. Ополайс свободно переключается в различные образы, показывая разносторонность своего таланта – от лирики арии «Месяц мой» и «Цыганских песен» к пафосу «О, напрасно всё» и «Как я смущена».

Между вокальными номерами прозвучало несколько инструментальных сочинений: полонез из «Русалки», концертная увертюра «Отелло» и «Славянский танец» ми минор, сыгранный на бис. «Отелло» редко исполняется в наши дни, возможно, из-за некоторой академичности стиля (сочинение не доходит до уровня более известных программных увертюр), однако Нелсонсу хорошо удается передать вечную как мир трагедию. «Славянским танцем» в жанре мазурки концерт завершился на оптимистической ноте, тем же ми-мажорным аккордом, что и симфония.