События

Свободное пространство искусства

XVI Международная архитектурная биеннале В Венеции

Свободное пространство искусства

Традиционно это мероприятие оказывается в центре внимания мировой арт-общественности и позволяет увидеть не только новейшие достижения в основной архитектурной сфере, но и познакомиться с актуальными тенденциями в области других искусств. Музыка – не исключение.

На двух площадках биеннале – в венецианских Садах (Giardini) и в Арсенале – расположено множество павильонов разных стран. Есть павильон и у России, построенный еще в 1914 году Алексеем Щусевым (десять лет спустя архитектор спроектировал мавзолей Ленина). Каждый год интерьеры небольшого двухэтажного особняка преображаются волей приглашенных художников и комиссара-куратора (с 2016 года комиссар российского павильона в Венеции – ректор Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Семен Михайловский).

В этот раз общая тема биеннале была определена как Free Space («Свободное пространство»). В нашей же экспозиции пространство было прочитано как просторы, а центральной метафорой этих просторов стали железные дороги. От воссозданного макета Павловского вокзала, еще даже не транспортного объекта, но vauxhall – места концертов и увеселений, до новейшего видеоарта, снятого художником Даниилом Зинченко в семидневном путешествии по Транссибу, путь зрителя пролегает через исторические фотографии, эскизы, арт-инсталляции и даже трансляции с камер видеонаблюдения в сегодняшних столичных вокзалах. А периодическим «попутчиком» выступает звуковое сопровождение: в первом зале – ремикс на «Попутную песню», в последнем – реальный шум поезда, записанный в той самой поездке через всю страну.

Казалось бы, говорить о музыке как таковой не приходится: мотивы Глинки едва узнаваемы (видимо, «новые одежки» романса призваны подчеркнуть бесконечное стремление вперед, в данном случае – в музыкальное будущее), да и документальный стук колес лишен мелодики (хотя не лишен ритма). И все же именно этот саунд-дизайн наводит на размышления, резонирующие с общей темой биеннале: звук зачастую оказывается важным инструментом организации пространства и самоощущения человека в пространстве. И в современном выставочном деле – априори пространственном – он нередко играет куда боʹльшую роль, чем мы привыкли считать.

Российский павильон

Тот же стук колес в контрапункте с видеорядом в стилизованной под окно поезда раме буквально гипнотизирует зрителя, заставляет почувствовать себя в путешествии без конца и края, где время и пространство будто бы размываются, теряют границы. И формируется еще один вектор экспозиционной драматургии: от четко направленной, сжатой как пружина «Попутной песни» до финального растворения в бесконечности однообразного ритма.

На биеннале этого года не только русский павильон демонстрировал продуманное звуковое решение. Так, швейцарцы Алессандро Боссхард, Ли Тавор, Мэттью ван дер Плуг и Ани Виерваара, получившие главную награду смотра, предложили посетителям пройтись по, казалось бы, ничем не примечательной европейской квартире. Однако перемещаясь из одной комнаты в другую, пробираясь по лабиринтам коридоров, мы вдруг замечаем, что двери и окна становятся то меньше обычного размера, то, наоборот, больше. Зритель ощущает себя поочередно великаном и лилипутом, как Алиса в Стране чудес или свифтовский Гулливер – оптическая иллюзия работает безупречно. А электронное звуковое оформление, созданное швейцарским же музыкантом Николасом Баззи совместно с Ли Тавор, усиливает ощущение странности происходящего, будто мы попали в сон.

Сюрреалистичность аудиофона контра­стирует с кажущейся приземленностью, утилитарностью квази-икеевских бутафорских интерьеров. И опять же мы вряд ли можем говорить о самостоятельности музыки, да и вообще о музыкальности, но стоит мысленно исключить звуковую составляющую из концепции, как «домик рухнет» – мистическое путешествие превратится в забавный аттракцион.

Впрочем, не только реально существующий, присутствующий в пространстве звук может быть частью проекта, но и звук воображаемый, предполагаемый. Так, в павильоне Бахрейна, посвященном хутбе – пятничной молитве мусульман, – посетители могли взять книжечку под интригующим названием «3 Scores & The People’s Mic Khutba». Это действительно партитуры, только текстовые – своего рода сценарии религиозного ритуала.

Кураторы павильона решили поразмышлять о положении мусульман, порой не имеющих подходящего места для молитвы, особенно в чужих городах. Разработанная архитекторами кубическая конструкция, легко собираемая и разбираемая, призвана стать таким местом. Партитура же – попытка помочь посетителю мысленно оживить его симфонией голосов.

Павильон Ватикана. Проект храма архитектора Жанвье Корвалана

И здесь напрашивается параллель с проектом российского павильона на прошлогодней Венецианской арт-биеннале. Наряду с художниками в ней принял участие и композитор Дмит­рий Курляндский. Его «Commedia dell’ascolto» наполняла пространство перед особняком Щусева едва слышимыми, растворяющимися в щебетаньи птиц звуками, каждый из которых отделен от другого длительными паузами – пуантилизм, доведенный до предела. А у входа в здание стояли пюпитры с партитурами-инструкциями, тексты которых недвусмысленно отсылали к классике интуитивной музыки – «Из семи дней» Штокхаузена: «Пойте про себя любую песню/мелодию. Вслух (тихо, для себя) пропевайте не больше одного звука в половину минуты. Не теряйте континуальности поющейся мелодии. Один раз за время пения один звук может быть пропет насколько возможно долго».

По замыслу автора, в исполнении могли принять участие все желающие. Причем, помимо текстов, касающихся звуковой составляющей, автор предусмотрел также и инструкции поведения. Например, «Commedia del vedere» («Комедия зрения») призывала зрителя: «Посмотрите по сторонам, ненадолго закройте глаза».

Всё вместе было озаглавлено «Commedia delle arti» («Комедия искусств») и мыслилось как глобальный перформанс, побуждаемый музыкой, однако масштаб замысла шел вразрез с «деликатностью» исполнения: гостям экспозиции надо было проявить особое внимание, чтобы в вернисажной суете расслышать, обнаружить этот эфемерный проект и уж тем более решиться сыграть в застенчиво предложенную игру.

Впрочем, осознанно или нет, Курляндский тем самым отразил саму суть современного характера взаимоотношений музыки и выставочной сферы: звуковая составляющая не навязывается зрителю, не требует к себе особого внимания, но становится органичной частью концепции. Более того, парадоксальным образом отсутствие звука порой оказывается более заметным, чем присутствие. И пример тому – павильоны Великобритании и Ватикана на биеннале этого года.

Британский проект стал, пожалуй, самым радикальным прочтением темы Free Space. В здании с надписью «Island» («Остров») царила пустота – в буквальном смысле. Голые стены, отсутствие экспозиции как таковой. Нет и музыки. По наружной лестнице можно подняться на крышу павильона, но там тоже свободное пространство, правда, предназначенное для встреч и отдыха («ежедневно в 16:00 будут разносить чай» – обещает буклет). Обе зоны, однако, могут быть использованы для концертов и перформансов. В частности, на церемонии открытия выступила британская рэп-исполнительница Кейт Темпест.

«Музыканты принесут свои собственные идеи и мысли в пустой павильон» – заявляют авторы (архитектурное бюро Caruso St John и художник Маркус Тэйлор) и цитируют «Бурю» Шекспира:

Be not afraid; the isle is full of noises,
Sounds, and sweet airs,
that give delight and hurt not
.

Ты не пугайся: остров полон звуков –
И шелеста, и шепота, и пенья;
Они приятны, нет от них вреда
(пер. Михаила Донского)

Напомним сюжет пьесы: корабль терпит крушение, и все, кто плыл на нем, попадают на загадочный остров. Там живет маг Просперо, его дочь Миранда, а еще дух Ариэль, поющий волшебные песни. Но до поры до времени гости острова не знают, что он обитаем…

Ступая на британский «Остров», зритель испытывает схожие чувства – в смятении пытается понять, необитаем ли он? И задача «гостя» – наполнить пустоту воображаемым звучанием, как и концепцию в целом – смыслом. Следовательно, в этой «формуле» музыка равна смыслу. Создатели проекта используют музыку не как звуковую, но как философскую категорию. От ее наличия (как реального, так и воображаемого) или отсутствия смысл меняется на диаметрально противоположный.

Но если павильон Британии (отмеченный, кстати, специальным призом жюри) выбор этот предлагает, проект Ватикана ставит зрителя перед фактом и погружает в оглушительную тишину. Впервые приняв участие в архитектурной биеннале и использовав в качестве площадки не Сады и Арсенал, а остров Сан-Джорджо-Маджоре, где расположен одноименный собор XVI–XVII веков, Святой Престол представил полноразмерные макеты десяти часовен. Их создатели – десять архитекторов из разных стран.

Заходя внутрь строений, посетители благоговейно замолкают, стремятся не шуметь, как в действующей церкви, и оказываются наедине с беззвучием. Было бы логичным решением наполнить помещения духовной музыкой, но куратор Норман Фостер вообще отказывается от какого-либо аудиооформления. И на фоне остальных проектов биеннале это выглядит концептуально: нам будто предлагают услышать не звуки снаружи, а свою душу, прислушаться к собственным ощущениям в этих совершенно разных стилистически, но общих по сакральному предназначению пространствах.

Павильон Ватикана. Проект храма архитекторов Франческо Маньяни и Трауди Пельцель

Конечно, такое восприятие становится возможно, прежде всего, благодаря контрасту с нашими ожиданиями. Жанр тотальной инсталляции (неважно, создаваемой художником или куратором выставки) постепенно, незаметно стал едва ли не главенствующим в современном искусстве. Но даже если основой экспозиции оказываются традиционные живопись, графика, скульптура, мало какой проект из сферы contemporary art обходится без видеоинсталляций, демонстрируемых нон-стоп, а это автоматически добавляет звуковую составляющую. Что и говорить о более сложных форматах, предполагающих музыкальную драматургию, сочетание мультимедиа и физических объектов, интеграцию элементов виртуальной реальности…

Обратим взгляд назад. Когда Рихард Вагнер в середине XIX века говорил о Gesamtkunstwerk, это казалось революцией. В конце того же столетия Василий Верещагин устраивал свои выставки за границей, заботясь не только о развеске картин, но и о музыкальном сопровождении, освещении, причудливом декорировании помещения. Разумеется, публике все это было в диковинку. В первой трети XX века на территорию синтеза искусств заходили (каждый по-своему и на платформе «родного» вида искусства) Василий Кандинский («Желтый звук») и Александр Скрябин («Прометей», «Мистерия»), Жан Кокто (Parade) и Луис Бунюэль («Золотой век») – и это выглядело остроактуальным. В последней четверти XX века появились глобальные многочастные проекты, синтетические уже по своей сути – гепталогия «Свет» Штокхаузена и цикл «Cremaster» Мэтью Барни. Можно рассматривать эти явления как закономерную кульминацию того процесса, который начался (или, по крайней мере, был декларирован) более века назад.

Но сегодня мы оказались в ситуации, когда к синтезу искусств не надо стремиться, потому что мы уже в нем живем – хотим мы того или нет. На концертах, рассчитанных на самую широкую аудиторию, видеоряд, зачастую сделанный крайне прихотливо, стал постоянной составляющей. А отсутствие звука и видео на выставке современного художника поражает гораздо больше, чем их наличие. И даже в этом случае мы все равно воспринимаем проект своим насквозь мультимедийным сознанием.

В свободном пространстве искусства больше нет границ, зрителю надо разве что не потеряться в нем и суметь все-таки найти островок тишины. Пусть даже воображаемой.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии