В борьбе с оркестровыми трудностями События

В борьбе с оркестровыми трудностями

Московская филармония и фонд «Весна классическая» намерены кардинально изменить отношение молодых музыкантов к профессии артиста оркестра

1 сентября в Москве официально начнет работу новый оркестр – Национальный молодежный симфонический. Амбициозный и во всех отношениях прорывной проект осуществляет Московская филармония и Региональный общественный фонд «Весна классическая». Новый оркестр создается при поддержке Фонда президентских грантов, он будет штатным коллективом Московской филармонии с базой в Филармонии-2. Позиция художественного руководителя в оркестре не предполагается.

Масштаб проделанной на сегодняшний день работы впечатляет. В Филармонии-2 подготовлена прекрасная база: большой репетиционный зал, репетитории для индивидуальных и групповых занятий, комната для хранения инструментов и одежды, закупаются отличные инструменты. В планах – работа с оркестром крупнейших дирижеров из разных стран, концертмейстеров и солистов лучших оркестров мира. Уже есть договоренности с Валерием Гергиевым, Жаном-Кристофом Спинози, Василием Петренко, Кристианом Ярви и другими мастерами, чьи имена пока держат в секрете. В сентябре с молодыми оркестрантами начнут заниматься солисты Консертгебау, а Спинози привезет своих артистов для изучения французского репертуара.

В штат планируют принять 100 музыкантов, кроме того предполагаются места для стажеров. Оркестр будет функционировать как обычный симфонический коллектив с концертами в Филармонии–2, в Концертом зале имени П. И. Чайковского, с гастролями, но особое внимание будет уделяться репетиционному и образовательному процессам.

Одним из главных подготовительных мероприятий стал Всероссийский конкурс артистов симфонического оркестра, который провели в конце июня. Заявки на участие подали почти 400 участников из 28 регионов; в Москву на очный тур приехали музыканты из 18 регионов. Отбирали кадры не только в новорожденный коллектив, но и серьезно поставили вопрос о престижности профессии артиста симфонического оркестра, а также затронули больную тему о том, где и как учат будущих оркестрантов.

Не секрет, что мысль об оркестровой карьере не слишком популярна в среде российских молодых (и не только) музыкантов. Многие отбывают оркестровую практику в вузе как повинность, а на работу в оркестр – те, кому удается устроиться в какой-либо, как правило, не слишком солидный коллектив – бегают как на «халтуру». Эту проблему со всей остротой выявил конкурс, где второй тур состоял в исполнении так называемых оркестровых трудностей. По словам членов жюри, он полностью перевернул расстановку сил. Об отношении к профессии говорит тот факт, что попадались участники, даже не взглянувшие на задание заранее. Немало было тех, кто прошел лишь виртуозные фрагменты, оставив без внимания кантилену и в итоге сев в лужу, – выяснилось, что многие музыканты даже не слышали репертуарные произведения, партии из которых им предстояло исполнить.

Первые места достались в основном тем, кто уже работает в оркестре – многие из них получили приглашение войти в состав нового коллектива. Ребята, не набравшие достаточно баллов, но получившие рекомендацию, составят стажерскую группу. А руководство тем временем закупает в Европе сборники оркестровых трудностей с примерами исполнения и комментариями концертмейстеров, чтобы по ним занимались артисты нового оркестра.

Елена Таросян

Конкурс и появление нового оркестра стало поводом поговорить о профессии артиста оркестра с музыкантами разных поколений. Об этом поразмышляли члены жюри.

Антон Павловский (виолончель)
Солист, концертмейстер группы виолончелей Катарского филармонического оркестра

На первом туре были ребята, которые произвели сильное впечатление как музыканты, но, к сожалению, большинство прохладно отнеслось ко второму туру, и почти никто из тех, кто был фаворитом после первого, не получил премию. Оркестровые трудности перевернули все с ног на голову, но это все-таки конкурс оркестровых музыкантов, и те ребята, которые ответственно подошли к их изучению – а такие, к счастью, были, – получили премии.

Работа в симфоническом оркестре открывает новые горизонты. Мне посчастливилось выступать с такими дирижерами, как Геннадий Рождественский, Дмитрий Китаенко, Владимир Юровский, Теодор Курентзис и многими другими, посчастливилось общаться с ними на сцене и в неформальной обстановке. После этого я решил получить дирижерское образование, благодаря чему очень вырос как музыкант. Что греха таить, будучи просто виолончелистом, учась в консерватории, пусть даже у совершенно фантастического профессора Наталии Николаевны Шаховской, я знал только одну строчку. И это не могло не сказываться на исполнении. Работа в оркестре и общение с широким кругом музыкантов открыли мне глаза.

Алексей Уткин (гобой)
Профессор кафедры деревянных духовых и ударных инструментов МГК, художественный руководитель и дирижер Государственного академического камерного оркестра России

Одни пришли на конкурс просто для того, чтобы победить, других интересовала именно возможность работать в хорошем молодом коллективе. К сожалению, на мой взгляд, отношение к профессии оркестрового музыканта недостаточно серьезное, хотя в душе все понимают, что не каждому суждено стать великим солистом. Но все равно все к этому стремятся. Руководящие структуры многих учебных заведений почему-то оценивают работу своих педагогов в первую очередь по количеству победителей на любых конкурсах и ставят их в зависимость от количества лауреатов. Постоянное стремление к участию в конкурсах, далеко не всегда высокого ранга, очень отвлекает от серьезной работы и педагога и ученика. Если ты не лауреат, то ты – неудачник, а это значит, что до пенсии тебе суждено играть в оркестре, и все надежды на сольную карьеру стоит оставить в прошлом. Это серьезно искажает отношение к оркестровой игре и к этой профессии в целом.

Меня не удивляет прохладное, порой даже ироничное отношение студентов к оркестру как к учебному предмету (для этого есть основания). Посещение занятий оркестра – некий оброк, который надо выполнять, иначе будут проблемы в сессию. При этом мои студенты с удовольствием ходят на оркестр, особенно в те периоды, когда в консерваторский оркестр приходят приглашенные дирижеры мирового масштаба: Рождественский, Лазарев, Гергиев, Курентзис, Юровский и другие. Появление за пультом таких мастеров дает молодым музыкантам возможность почувствовать прелесть совместного музицирования в оркестре.

Главные недостатки – это отсутствие опыта ансамблевой игры: недостаточное количество пройденной литературы в классе ансамбля, слабое представление о штриховом многообразии своего инструмента, неумение ориентироваться в стилистике и, что очень важно, – неумение коммуницировать с окружающим миром – миром коллег – музыкантов. Ансамблист должен обладать качествами не только профессиональными, но и личностными для того, чтобы адекватно ощущать себя в коллективе, и чтобы окружающие чувствовали себя с ним комфортно.

Среди игравших на конкурсе были очень профессиональные ребята. В моей специальности I премию получил тот, кто уже работает солистом в одном из ведущих московских оркестров. Но лауреаты II, III премий и другие участники вполне достойны того, чтобы участвовать в этом молодежном проекте. Мне кажется, их всех нужно пробовать – музыканты часто открываются с новых сторон, когда садятся в оркестр. Обязательно должны быть оркестровые пробы при непосредственно участии профессиональных музыкантов по всем специальностям.

Валерий Попов (фагот)
Народный артист РСФСР, профессор, заведующий кафедрой деревянных духовых и ударных инструментов МГК. Солист Государственной академической симфонической капеллы России п/у В. Полянского

Отношение к профессии оркестрового музыканта меняется. В мое время эта специальность считалась очень престижной. Было 5–6 коллективов, которые имели очень высокие зарплаты, из них 2–3 однозначно выделялись по уровню, и попасть в эти коллективы было мечтой любого духовика. Сегодня и уровень оркестров, и уровень зарплат подравнялся.

Я просидел 60 лет в оркестре, мой опыт позволил мне легко судить этот конкурс. Но когда я слушал свою специальность, было горько. На втором туре оказалось, что дети не знают этой музыки. Как можно не знать знаменитое соло, написанное Шостаковичем, любую из симфоний Чайковского? Я уже не говорю про «Весну священную» Стравинского? Мне хотелось отобрать у них инструмент и показать, как это должно звучать.

Мои студенты уже работают, поэтому они не пошли на конкурс. Пришли люди посторонние, которые, 5–8 лет занимаясь на фаготе, не знают оркестровый репертуар. Я им рассказывал, что очень хотел кушать, поэтому по 8 часов пахал на инструменте, и через два года занятий на фаготе меня взяли в оркестр Радио вторым солистом, а через четыре года я набрался смелости и сыграл конкурс в Госоркестр, где остался на 25 лет. Моей премьерой и самым важным концертом был – ни много ни мало – концерт со Стравинским 29 сентября 1962 года, который тогда приехал в Россию.

В моем классе изучение оркестровых партий – дело само собой разумеющееся. У меня студенты в ГУДИ, в Мерзляковском училище – на этом уровне я делаю черновую работу. И когда мои ученики приходят в консерваторию, их тут же выхватывают на работу – нет фаготистов. Это, с одной стороны, положительное явление, с другой – отрицательное: если человек на первом курсе уже востребован, зачем ему развиваться, зачем трудиться?

Владислав Одинцов

Фагот – специальность дефицитная, фаготистов всегда не хватает, у меня десять лет не было отпуска. Мне часто звонят, просят найти музыканта в группу фаготов в оркестр, а сейчас в консерватории не хватает педагогов, просят найти преподавателя. Я с 1971 года преподаю в консерватории, по меньшей мере сорок лет – член приемной комиссии, и впервые за долгие годы у меня есть выбор: в прошлом году взяли пять человек, в этом – шесть. Проблема в том, что на вступительных экзаменах духовые и ударные подгоняют под одну оценку, на всех 35 мест, и если поступает блестящий флейтист и более слабый фаготист, возьмут флейтиста. Пришло меньше тубистов, кого возьмут на это место? Конечно, флейтиста. Специализация после 5 класса, которую нам устроили, совершенно губительна; если в пять лет я могу лепить из ребенка как из пластилина, то после двенадцати лет – это уже засохшая глина, она ломается. Поэтому у флейтистов, которых начинают учить с раннего детства, колоссальные успехи: инструмент удобный, модный, дешевый, солисты в этой конкуренции вырастают потрясающе. Но в оркестре мы конкурируем на равных. Меня спрашивают, кто будет у нас в оркестре играть? Я отвечаю: вы берете семь флейтистов, вот и играйте партию тубы – на флейте, гобоя – на флейте.

Ансамблевость должна прививаться раньше, чем в оркестре. Мне стоило большого труда добиться, чтобы в консерватории камерный ансамбль – квинтет духовых – стал частью госпрограммы. В остальных вузах диспропорция между специальностями диктует свои условия. Бывает, выставляют ансамбль из пяти или семи флейтистов. Чему можно научиться в таком ансамбле? У всех деревянных духовых разная атака, в нашем ансамбле нету родственников, но они все должны научиться одинаково играть.

Вот-вот в консерватории возникнет класс саксофона. Я возражаю, потому что саксофон – родственник кларнета, и в оркестровой партитуре в сезон саксофон появляется в лучшем случае в 5–7 программах. Самое страшное, когда человек редко выходит на сцену. Дирижеры говорят: вводите класс саксофона. Но в классе невозможно научить оркестрового музыканта, это параллельные профессии. Я говорю дирижерам: возьмите в штат саксофониста. Но какой дирижер будет кормить штатного музыканта, который играет десять концертов в сезон? В Большом театре в пику мне саксофониста взяли в штат. Я спрашиваю: сколько он получает? 0,1 ставки. Тогда будьте любезны, заберите у него все побочные работы, и пусть он на этой ставке сидит. Сколько дней он просидит?

Саксофонисты и флейтисты все больше преподают, и исполнители на этих инструментах множатся в геометрической прогрессии. Но иногда происходит переливание. Например, пришли ко мне девочка с мальчиком – флейтисты из Краснодара, плачут, что их не взяли. Я говорю, что у меня есть места, если они готовы перейти на фагот. Оба соглашаются. Прошло четыре года: девочка сидит в оркестре Филармонии на втором фаготе, мальчик – регулятором в Госоркестре.

Анна Комарова (флейта)
Выпускница Санкт-Петербургской консерватории

Мне очень понравился формат конкурса, где заключительный этап – исполнение оркестровых трудностей. Я работаю в молодежном оркестре Мариинского театра пять лет, но большинство трудностей, предложенных на конкурсе, не играла, это симфонический репертуар, который мне доводилось исполнять пока только на втором и третьем пульте. Но у духовых инструментов даже второй и третий голос сольные, ты один отвечаешь за свою партию. В консерватории все студенты проходят оркестровую практику, есть духовой оркестр. Особое внимание уделяется камерному ансамблю, с недавнего времени появилось разделение на духовой и камерный ансамбли. Это важно, потому что в игре с духовыми – своя специфика, с фортепиано и струнными – своя.

Когда я пришла в оркестр, пришлось корректировать некоторые моменты строя, туттийной игры, отношения к тембру звука, обращать внимание не только на себя, но и на коллег. Человек может быть замечательным солистом, но в нужный момент не суметь пристроиться к играющему рядом и испортить многое. Мне нравится развиваться в оркестре, но я совмещаю это с сольными концертами и пока до конца не знаю, что мне больше по душе.

Борис и Глеб Дягилевы (контрабас)
Студенты Санкт-Петербургской консерватории, IV курс

Для контрабасистов очень мало конкурсов, тем более с такой спецификой. Оркестр для контрабасиста – на первом месте, это наш хлеб. У нас нет профессии «контрабасист– солист», а есть профессия «контрабасист – артист оркестра». Сейчас мы оба работаем в оркестрах.

Приглашение в Молодежный оркестр будет для нас означать переезд в Москву, поэтому решение принять будет непросто. Зависит от условий. Но судя по тому, какие условия были на конкурсе, – они превзошли все ожидания! Мы более чем уверены, что такие же хорошие будут предложены в оркестре. Конкурс провели на высшем уровне, нечасто такое встретишь. У жюри не было никакой предвзятости, внимательно слушали всех, не прерывая. Очень приятно, что они уважали каждого музыканта.

Эмиль Мирославский (гобой)
Аспирант Московской консерватории

Как только я увидел название «Конкурс молодых исполнителей симфонического оркестра», сразу понял, что мне необходимо принять в нем участие. Я – артист симфонического оркестра, мне интересно именно на таком конкурсе продемонстрировать свое мастерство. Тур с оркестровыми трудностями – уникальная возможность показать себя как оркестрового музыканта.

Сольное исполнительство и оркестровое – совершенно разные вещи. Я всегда чувствовал, что работа в оркестре может мне дать в человеческом и творческом планах больше, чем сольное исполнительство. К 26 годам я много где поработал, в сентябре у меня начнется пятый сезон в оркестре Павла Когана. Я очень доволен работой и тем, что я – именно оркестровый музыкант. Артист оркестра должен отличаться дисциплиной, уверенностью в своих силах и недюжинным профессионализмом, особенно если идет речь о первом голосе. Тебе нужно каждый день демонстрировать пик своего мастерства.

Лидия Аристова (виолончель)
Студентка Московской консерватории, IV курс

Не все хотят быть солистами, у всех разная нервная система; это как спорт – не все могут быть олимпийскими чемпионами. У меня много друзей, которые изначально хотят сесть в оркестр, и мы пришли на этот конкурс, потому что нам интересно.

В оркестре я играю с детства. Сейчас работаю в Камерном оркестре Kremlin Миши Рахлевского. Из тех трудностей, что нам дали на конкурсе, я не знала ничего, но в будущем надеюсь восполнить этот пробел. Я бы хотела поиграть в хорошем симфоническом оркестре – есть много дирижеров, с которыми было бы интересно поработать. Оркестр – единый организм, где важно, чтобы люди играли в едином порыве, важно ощущение, что ты не один.

Я и в консерватории играла в камерном оркестре и считаю, что готовят там хорошо: если ходить на занятия с увлечением и слушать много хорошей музыки, можно многому научиться. Это вопрос личного интереса, а консерватория нам только помогает.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди