События

В Большом оживили куклу и мумию

О возобновлении балетов «Коппелия» и «Дочь фараона» по мотивам Мариуса Петипа

В Большом оживили куклу и мумию

Механическая кукла

Хит классического балетного репертуара «Коппелия» появился на свет в Париже (Théâtre impérial de l’Opéra) в 1870 году, и его премьеру даже почтили своим присутствием Наполеон III с супругой. Этот комический балет поставил на музыку Лео Делиба Артюр Сен-Леон, вернувшийся на родину после успешной карьеры в Петербурге (где он, сменив Жюля Перро, находился на должности главного императорского балетмейстера в течение десяти лет). Либретто написал Шарль Нюиттер по сказочной новелле «Песочный человек» немецкого романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

По сюжету бойкая Сванильда проникает в дом профессора Коппелиуса, чтобы разобраться с его дочерью, к которой она приревновала своего жениха Франца. Обнаружив, что Коппелия – заводная механическая кукла, Сванильда переодевается в ее платье, одурачивает Коппелиуса и женит на себе ветреного Франца.

В 1884 году в Большом (Каменном) театре Санкт-Петербурга свою «Коппелию» поставил Мариус Петипа. Десять лет спустя уже в Мариинском театре по хореографии Мариуса Петипа новую версию создали Энрико Чекетти и Лев Иванов: Сванильду исполняла Пьерина Леньяни, затем – Матильда Кшесинская и Ольга Преображенская.

Петербуржец до мозга «балетных» костей Сергей Вихарев поставил «Коппелию» в Новосибирске в 2002 году, а через семь лет – в Москве в Большом, реконструировав балет по записям режиссера императорского Мариинского театра Николая Сергеева.

В зрелищном классическом спектакле Вихарева с декорациями Бориса Каминского и в костюмах Татьяны Ногиновой, выполненных по дореволюционным эскизам французских и русских художников, сделан акцент на истинном петербургском исполнительском стиле, подчеркнуто сочетание старофранцузского языка Петипа и пиршества итальянской техники XIX века, внедренной Чекетти. Всеми гранями блеснул здесь талант Марии Александровой и Натальи Осиповой – истинных балерин-москвичек.

Светлана Захарова – Аспиччия, Денис Родькин – Таор

«Коппелия» прошла 27 раз и в 2014 году исчезла с афиши Большого без каких-либо веских на то оснований. Новый худрук балета Большого театра Махар Вазиев, поддержавший в 1999 году идею реконструкций Сергея Вихарева в Мариинке, решил снова привлечь этого хореографа к капитальному возобновлению «Коппелии». Трагическая смерть Вихарева хоть и сбила первоначальные планы, но не отменила их: «Коппелию» в Большом восстановили практически своими силами.

Отменно танцует кордебалет. Артистам удалось сохранить стиль в мазурке и чардаше первого акта. Отлично был исполнен и праздничный финал балета, украшенный сюитой танцев и эффектным па-де-де. Исполнители главных партий Сванильды и Франца – записные виртуозы прима-балерина Екатерина Крысанова и премьер Вячеслав Лопатин неподражаемы актерски и с легкостью справляются с танцевальной техникой. Во втором составе Лопатин успешно выступил с другой прима-балериной Анастасией Сташкевич. Появились и молодые исполнители: Дарья Хохлова и Артемий Беляков, Маргарита Шрайнер и Давид Мотта Соарес. Также дебютировала в роли Сванильды и прима-балерина Евгения Образцова.

Неувядающая мумия

Премьера балета «Дочь фараона» Мариуса Петипа на музыку Цезаря Пуни состоялась в Большом (Каменном) театре в Санкт-Петербурге в 1862 году. Это была его первая большая и совершенно самостоятельная работа. Спектакль на неисчерпаемую египетскую тему рождался в экстремальных условиях: высокопоставленный чиновник отказался дать средства на постановку из-за разрыва отношений с участвовавшей в ней балериной Каролиной Розати, а затем потребовал, чтобы многоактный балет хорео­граф поставил за шесть недель; нервничая, Петипа поссорился с композитором Пуни, а тот в порыве гнева уничтожил клавир, и впоследствии ему пришлось подгонять музыку под уже готовый хореографический текст, который Петипа вынужден был сочинять без музыки.

Получился трехактный балет в девяти картинах с прологом и эпилогом. Увидевший «Дочь фара о­на» датский хореограф Август Бурнонвиль осудил «бесстыдство стиля, заимствованного у итальянцев» и «гимнастические экстравагантности», а также отметил, что балет поставлен «с роскошью, не знавшей равной ни в одном из театров Европы».

Через два года после премьеры «Дочь фараона» Петипа была перенесена в Москву, в Большой театр. А в 1905 году Александр Горский осуществил новую редакцию этого балета в пяти актах. Спектакль до нашего времени не дожил и канул в лету.

В 2000 году на рубеже веков многолюдную трехактную «Дочь фараона» по мотивам Петипа во всем оформительском великолепии поставил в Большом театре знаменитый француз Пьер Лакотт (со времен Петипа первый иностранец, которому был заказан этот грандиозный эксклюзив). Хореограф практически заново сочинил балет: на свой манер реконструировал опус, введя в него высокие верхние поддержки и в то же время стилизовав танцы под старинный французский канон, что исторически оправдано, ибо Петипа в пору создания «Дочери фараона» находился еще под сильным влиянием родной французской танцевальной традиции. Либретто Жюля-Анри Вернуа дё Сен-Жоржа и Мариуса Петипа по мотивам «Романа мумии» Теофиля Готье Лакотт в целом сохранил: английский лорд Вильсон, застигнутый песчаной бурей в пустыне, оказывается внутри пирамиды среди мумий, и одна из них – дочь фараона Аспиччия – оживает во сне героя, накурившегося опиума; сам он мнит себя египтянином Таором, влюбляется в Аспиччию и, успешно преодолев все злоключения, женится на ней и тут же пробуждается.

Балет Лакотта выпускался в горячечной спешке, его собирали воедино в самый последний момент, и на генеральной репетиции он был совершенно «сырым». Однако на премьере результат превзошел все ожидания: труппа собралась и максимально выложилась, а спектакль имел огромный успех и вызвал большой резонанс в мире. Заглавную партию исполняли Нина Ананиашвили, Надежда Грачева, Светлана Лунькина.

Многострадальная «Дочь фараона» прошла непростые испытания временем, сменой руководства Большого и поколений балетных артистов. Перед началом нового сезона в 2000 году только назначенный на пост художественного и музыкального руководителя Большого театра выдающийся дирижер Геннадий Рождественский с негодованием обрушился на музыку Пуни и потребовал «изгнать» из репертуара его «Дочь фараона». Опус сняли со скандалом, с ожесточенными битвами его балетных сторонников и критиков с руководством театра, и даже худрука балета Алексея Фадеечева, отстаива­вшего спектакль, уволили. Съемки и гастроли «Дочери фараона» отменились, на «Золотой Маске» этот балет не смогли показать, хотя он и был выдвинут на конкурс в нескольких номинациях. Ну а сам Рождественский неожиданно в конце сезона подал в отставку.

Семен Чудин – Таор, Ольга Смирнова – Аспиччия

Балету все-таки вернули его доброе имя и аншлаговую сценическую жизнь, однако он утратил свою былую безукоризненность и витальность. После­дующие вводы на заглавную партию Светланы Захаровой и Марии Александровой заметно украсили «мумифицирующуюся» субстанцию спектакля.

Когда Историческая сцена Большого закрылась на длительную реконструкцию, «Дочь фараона» не смогла освоиться на Новой сцене, переехала в неуютные гигантские пространства Кремлевского дворца и шла очень редко, по два-четыре раза в сезон, а то и вообще отсутствовала в афише 2009/2010. Появились, правда, новые прекрасные Аспиччии – Наталия Осипова, танцевальность, легкость и техника которой не знали границ, и точная Екатерина Крысанова.

И вот новый виток событий: Большой возвращается на Историческую сцену, и новый худрук балета Сергей Филин, первый исполнитель лорда Вильсона, приглашает Пьера Лакотта и его постоянную ассистентку Анн Сальмон возобновить спектакль уже с новыми исполнительницами Аспиччии: Ольгой Смирновой и Евгенией Образцовой. И тем не менее «удары судьбы» продолжают преследовать «Дочь фараона»: после возобновления 2012 года она прошла одиннадцать раз, и с появлением в Большом в 2013 году балета Пьера Лакотта «Марко Спада» исчезла вообще из поля зрения. (Кстати, «Марко Спада» прошел двадцать раз в течение двух сезонов и тоже сгинул.)

И вот теперь, спустя почти шесть лет, Большой решил реанимировать «Дочь фараона» и пригласил для капитального возобновления Анн Сальмон. За все годы существования этого балета в версии Лакотта в нем было сделано много пантомимных и танцевальных купюр и переделок (не всегда к лучшему) самим хореографом-постановщиком. Но даже при всех этих сокращениях вариаций и адажио осталось в изобилии: богатый виртуозными танцами и бесхитростными балетными мистикой и чудесами балет принят сегодняшними зрителями на ура.

Тут масса персонажей: Аспиччия, Лорд Вильсон (он же Таор), Рамзея, Джон Буль, Реки (Гвадалквивир, Конго, Нева), Рыбак и Жена Рыбака, Фараон, Царь Нубийский, Бог Нила, Верховный жрец и много других, даже Обезьяна. Они рельефно изображены артистами. А технические трудности исполнители первых и вторых ролей, а также вариаций (pas d’action) преодолевают на максимуме своих возможностей.

В спектакле занят весь цвет балетной труппы. Партию Аспиччии исполняют прима-балерины Светлана Захарова, Евгения Образцова, Ольга Смирнова, Екатерина Шипулина, Юлия Степанова.

Таора танцуют премьеры Денис Родькин, Артем Овчаренко, Семен Чудин, ведущий солист Артемий Беляков.

В партии Рамзеи – Кристина Кретова, Анастасия Сташкевич, Анна Тихомирова, Дарья Хохлова, Елизавета Крутелева.

Рыбака и его Жену (нелишне вспомнить, что роль Рыбака в XIX веке исполнял сам Лев Иванов, известный постановкой «белого» акта «Лебединого озера») в первом составе станцевали технически безупречный Вячеслав Лопатин с Анастасией Сташкевич, в других составах выступили Мария Виноградова и Артур Мкртчян, Маргарита Шрайнер и Марк Чино, Ольга Марченкова и Давид Мотта Соарес.

54-й спектакль Лакотта – теперь это новейшая история «Дочери фараона», которая продолжается…

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии