События

Звезды вердиевских вечеров

Антология опусов самого исполняемого оперного композитора всех времен и народов – на фестивале в Санкт-Петербурге

Звезды вердиевских вечеров

Вердиевские традиции Мариинского театра огромны. Достаточно вспомнить известный факт, что главная петербургская сцена – единственная в нашей стране, для которой великий маэстро специально создал оперу – знаменитую «Силу судьбы». Сегодня в репертуаре театра тринадцать (!) опер Верди («Аида» представлена аж в двух режиссерских интерпретациях), а также сценическая версия Реквиема. Театр с завидной регулярностью пополняет и обновляет свою вердиану, каждый сезон появляется какая-нибудь новинка: в позапрошлом и прошлом это были премьеры редких для России «Симона Бокканегры» и «Сицилийской вечерни», а в нынешнем, на XXVI фестивале «Звезды белых ночей» публике представили новую версию «Фальстафа» (предыдущая ставилась в сезоне 2005/06 и гостила в Москве на «Золотой Маске»).

Вердиевская афиша этого года на важнейшем российском музыкально-театральном фестивале поистине впечатляет. Но не только сами названия весьма привлекательны для публики. Театр старается выставить свои лучшие силы, а также ангажировать интересных исполнителей со стороны. Автору этих строк удалось посмотреть на фестивале три вердиевские работы – все спектакли далеко не новые, но, бесспорно, интересные и заслуживают внимания.

«Макбет» британца Дэвида Маквикара (постановка 2001 года; сценограф – Таня Маккаллин, свет – Дэвид Каннингхем) подчеркнуто мрачен и историчен. Темная кладка стен и величественные арки, зияющие разорванными дырами на теле спектакля, гроздьями свисающие трупы и закованное в латы, снабженное пиками и алебардами шотландское воинство – все здесь говорит о «темных веках». Хотя Средневековье, конечно, условное и не такое уж древнее (как того хотел Шекспир, указав на XI век). Судя по костюмам – скорее времена самого драматурга и его патронессы «доброй королевы Бесс». В частности, костюм и прическа Леди Макбет, в которую уложены ее огненно-рыжие пряди, стопроцентно вызывают в памяти канонический образ Елизаветы Тюдор.

Состав фестивального «Макбета» подчеркнуто звездный: партию кровавой шотландской королевы впервые на родной сцене исполнила Анна Нетребко. Свою Леди Макбет Нетребко поет уже достаточно давно по миру, но в Мариинке дебютировала с ней, хотя ранее исполняла арии из этой оперы, в частности, на открытии новой сцены театра в 2013 году. В партии Макдуфа вышел ее супруг и постоянный сценический партнер последних лет – Юсиф Эйвазов. А низкие мужские голоса – двое из когорты ведущих мариинских солистов с убедительной международной карьерой: Владислав Сулимский – Макбет и Михаил Петренко – Банко.

Мрачный колорит оперы удался не только постановщикам спектакля, но и музыкальному руководителю и дирижеру фестивального показа Валерию Гергиеву: щемящие интонации струнных, зловещие акценты ударных, стоны духовых – все было сплетено в единую картину, в которой господствовал неумолимый фатум. При этом маэстро сумел подчеркнуть и белькантовые истоки «Макбета», его живую связь с ранним Верди и операми его предшественников, подчеркивая широкое дыхание вокальных фраз и мелодических линий в оркестре.

«Трубадур»: Ирина Чурилова – Леонора, Ованес Айвазян – Манрико

Анна Нетребко в многочисленных интервью утверждает, что партия Леди Макбет идеально подходит сегодняшнему состоянию ее голоса – она поет ее много и охотно. Согласиться с такой оценкой по прослушивании весьма затруднительно: конечно, тембр с годами загустел и сам голос потяжелел, и, тем не менее, ощущения гармонии и комфорта нет. Нетребко «ширит» и «тяжелит» свой инструмент, придает ему искусственной «басовитости», с силой выталкивает звуки, особенно в нижнем регистре, нередко пережимает в стремлении показаться подлинно драматическим сопрано. При этом ей по-прежнему подвластен верхний регистр, который звучит ярко и убедительно, а колоратуры стали даже точнее и изящней (по сравнению, например, с концертом-
инаугурацией Мариинки-2). В целом же голос звучал не слишком свежо, казался изрядно перетруженным, уставшим. Это, тем не менее, не помешало состояться театральному образу – харизма большой артистки чувствовалась в этой Леди абсолютно: органичное проживание образа, естественность пребывания на сцене, точно рассчитанные жесты, взгляды, позы – все работало на общее впечатление весьма незаурядного театрального события.

Партнеры-кавалеры международной звезды не только не подкачали, но, пожалуй, с точки зрения чистого вокала в чем-то даже ее превосходили. Безусловное лидерство у Сулимского – его Макбет захватывает с первой ноты, поражает красотой и благородством подлинно вердиевской кантилены и одновременно гибким интонационным разнообразием, позволяющим передать тончайшие оттенки сложного психологического состояния героя. Столь же позитивные впечатления и от Петренко – Банко, которому басовые вердиевские партии – в самую пору. Партия Макдуфа невелика, основное внимание – на хитовую арию IV акта: ее Эйвазов спел ярко, даже захватывающе, безупречно по технике, интересно по экспрессии, сумев обратить природные недостатки своего тембра в достоинства мужественного, отважного образа.

«Бал-маскарад» Андрея Кончаловского, ровесник «Макбета» – спектакль совсем иного плана: праздничный, яркий, напоенный атмосферой романтизма. «Корабельная» доминанта (в постановке фрегат XVIII века является визуальным центром сценографии – художник Эцио Фриджерио) и роскошные исторические костюмы Франки Скарчапино настраивают публику на нужный лад: она словно ощущает легкий морской бриз и жаждет возвышенных страстей. Это настроение роднит «Бал-маскарад» с прекрасным спектаклем Большого театра 1979 года, который царил на главных московских подмостках четверть века, и где художественное решение Николая Бенуа задавало тон всему происходящему на сцене.

Такая рама властно требует выдающегося вокала – с тем, чтобы слышимое находилось в гармоничном соответствии с видимым. В целом эта задача была решена: по крайней мере, четыре из пятерки важнейших голосов этой оперы оставили своим исполнением весьма яркое впечатление. На бесспорно первое место стоит поставить еще одного (после Сулимского – Макбета) золотого мариинского баритона Алексея Маркова: его исполинский и красивейший по тембру голос великолепно обрисовал образ благородного и не знающего компромиссов Ренато, звуча идеально ровно и тембрально наполненно. Яркой харизмой, умением сочетать захватывающий драматизм и утонченную лирику запомнился Ричард московского тенора Нажмиддина Мавлянова, в последние годы регулярно поющего в Мариинке. Откровенно (и где-то даже неожиданно) порадовала Мария Гулегина (Амелия): партия, с которой три десятка лет назад началась ее блистательная международная карьера (Ла Скала, 1987), сделана прочно и по вокалу, и по образу, и сегодня звучит впечатляюще. Звонкое, изящное сопрано Ольги Пудовой идеально для партии Оскара: звучание словно искрится задором, легким лукавством, живостью. Дирижер Михаил Синькевич в целом предложил убедительную интерпретацию шедевра зрелого Верди, даже несмотря на мелкие нестыковки и помарки в игре оркестра.

«Бал-маскарад»: Нажмиддин Мавлянов – Ричард, Алексей Марков – Ренато

«Трубадур» Пьера Луиджи Пицци (выступившего в трех ипостасях – режиссера, сценографа и художника по костюмам) – спектакль уже другой эпохи, другого эстетического кредо (2013). Самое верное определение для него – стильность: в гармоничном сочетании цветов, в тонкости световой партитуры (Винченцо Рапони), в почти философском сопоставлении метафоры и бытовой конкретики, общего и деталей. Мощные каменные кладки крепостей, неземное свечение металлических деревьев, огненные всполохи костров, пустое по большей части пространство сцены – все играет на создание атмосферы душераздирающей романтической трагедии.

Вокальным центром спектакля стала Екатерина Семенчук: сочное и плотное, но в то же время прозрачное, ясное, поистине волнующее меццо создало многокрасочный, противоречивый, очень глубокий характер цыганки Азучены. Ее кондиции для этой партии безупречны: сегодня артистке подвластно все, самые невероятные музыкально-артистические вершины – фестивальный «Трубадур» стал ее заслуженным бенефисом. Но и ансамбль подобрался на славу: третий из плеяды современных баритоновых первачей Мариинки Роман Бурденко (Ди Луна) пленяет силой и свободой звучания, победную мощь вокала демонстрирует героический тенор Ованес Айвазян (Манрико), тембральное богатство и благородство фразировки дарит Станислав Трофимов (Феррандо). Лишь Ирина Чурилова (Леонора) не всегда способна совладать со своим красивым и могучим голосом, допуская интонационные неточности. В руках маэстро Гергиева лоскутный «Трубадур» приобретает силу убедительной драматической фрески, в которой отпадает необходимость задавать вопросы о логичности и оправданности сюжетных коллизий.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии