Tord Gustavsen Trio The Other Side ECM Релизы

Tord Gustavsen Trio The Other Side ECM

На импровизированной карте современного европейского джаза имя норвежского пианиста и бэндлидера Торда Густавсена прекрасно известно с конца 1990-х, когда вышел его первый альбом (совместно с певицей Сири Гьёре) –  тогда он сочинял вокальные композиции на стихи известных поэтов прошлого. Записи с Сири и другой певицей, Силье Нергор, получили серьезный резонанс, однако собственный композиторский и пианистический язык у Густавсена окончательно оформился в начале нулевых вместе с появлением состава Tord Gustavsen Trio. В него вошли также контрабасист Харальд Йонсон и барабанщик Ярле Веспестад. Уже дебютный альбом трио, «Changing Places», произвел огромное впечатление на меломанов и критиков всей планеты –  сочетание совершенно очевидного знакомства и понимания всей предшествующей истории джазовой музыки с тонким, лиричным, отточенным мелодизмом и лаконичной, меланхолической сдержанностью, стали фирменным почерком Густавсена. Трио выпустило три альбома на ECM, последним из которых стал «Being There» (2007), после чего (в связи с болезнью Йонсона) деятельность состава была приостановлена. И вот теперь, спустя одиннадцать лет и четыре альбома, которые пианист записал с другими составами (квартетом, ансамблем и вокалисткой Симин Тандер), Густавсен снова вернулся в формат трио –  уже с новым басистом Сигурдом Хоулом, вставшим на место умершего в 2011-м Йонсона.

На альбоме трио исполняет авторские сочинения Густавсена, а также его трактовки авторской и традиционной норвежской музыки и произведения Иоганна Себастьяна Баха. Все они объединены глубоким и неочевидным, но постоянно присутствующим грувом и контрастами глубоких низких и чистейших высоких нот. Вообще, альбом кажется иллюстрацией к словам Булгакова из «Мастера и Маргариты» –  «он обрел покой», но, на самом деле, «The Other Side» суть не буддистская медитация, но исполненная глубокой драматичности история любви и нежности, раздумий и переживаний. Неуспо­коенность –  залог продолжения, и оно, очевидно, последует, потому что Торду Густавсену покой только снится. И сны эти совершенно прекрасны.