Учиться современной музыке События

Учиться современной музыке

Гнесинская академия запустила новый образовательный проект Gnesin contemporary music week

Этой осенью студенты и аспиранты Гнесинской академии представили лабораторию современной музыки: подготовка к проекту проходила весь сентябрь, а в октябре состоялся четырехдневный интенсив с воркшопами и лекциями ведущих исполнителей московских ансамблей, музыковедов и дирижеров. У Gnesin contemporary music week нет аналогов в России, к тому же создана она по инициативе студентов. Лабораторию придумали и организовали четыре музыковеда и журналист Гнесинки.

«Мне кажется важным, чтобы новая музыка зазвучала в стенах академии. Это было принципиальным моментом, – говорит Татьяна Яковлева, музыковед и один из кураторов проекта. – Мы постарались собрать для наших участников преподавателей и лекторов, которые играют огромную роль в процессе формирования новой музыки сегодня. Возможно, именно благодаря этому стена неприятия и непонимания современного искусства начала, наконец, разрушаться».

Музыканты из МАСМа и «Студии новой музыки» занимались с участниками проекта весь сентябрь, а в октябре – непосредственно на Gnesin week – провели воркшопы (формат, в котором показана не готовая пьеса, как обычно бывает на мастер-классах, а процесс работы над новыми техниками и приемами, то, как разбирать сложные современные тексты). Над ансамблями с ребятами занимались флейтист Иван Бушуев и пианистка Наталия Черкасова, скрипач Станислав Малышев, кларнетист Евгений Бархатов, певица и дирижер Ольга Власова; с мастер-классами и лекциями подключились альтист Сергей Полтавский, ударник Дмитрий Власик, баянист Сергей Чирков, контрабасист Григорий Кротенко и арфистка Оксана Сушкова.

Один из радикальных экспериментов Гнесинской лаборатории – пространственная импровизация под руководством композитора Владимира Горлинского. Возможность извлечь звук из абсолютно разных предметов здесь и сейчас, вслушиваться в него с разных ракурсов – эта неожиданная форма работы оказалась сверхновой и пришлась по вкусу многим участникам.

«Это был очень интересный эксперимент. Благодаря Горлинскому я услышала и ощутила всю звуковую палитру окружающей среды и попыталась встроиться в нее. Выход за пределы академических рамок пробуждает фантазию и раскрепощает. Ведь звучать может что угодно!»  – говорит Евгения Зубарева, участник лаборатории.

 На Gnesin week приходили не только студенты из Гнесинки, но и просто те люди, кто интересуется новой музыкой. Музыковед и куратор проекта Наталья Вересковская отмечает: «Если понаблюдать, сегодня существует довольно много концертов, лекций, фестивалей по современной музыке. Не только музыканты начинают понимать и принимать новый язык, но и люди из далеких от искусства профессий ­– такова энергетика сегодняшнего времени».

Завершал Неделю концерт участников и тьюторов лаборатории, включавший в программу ансамбли Тристана Мюрая, Клауса Ланга, Арнольда Шёнберга, Лучано Берио, Николая Корндорфа, Фредерика Ржевски и сольную пьесу Кэти Берберян. Медитативные, сакральные, «ночные» сочинения, исполненные в погружающей темноте, чередовались с энергичными и театральными экспериментами. Переполненный зал Гнесинки завороженно наблюдал за сменами партитур, то погружаясь в микромир обволакивающих звуков, то удивляясь свистам, причмокиваниям и рычаниям музыкантов. Усердие и энтузиазм участников лаборатории, чутко следующих наставлениям тьюторов, определили безусловный успех концерта: публика горячо принимала новую музыку и долго не отпускала участников.

Gnesin week – это история не про результат, а про сам процесс. Возможность с утра до вечера впитывать, поглощать, изучать одно из самых интересных явлений – современную академическую музыку. У проекта планируется продолжение, о чем сказал музыковед и куратор лаборатории Денис Добровольский: «Потребность в изучении и исполнении современной музыки есть не только у участников и гостей лаборатории, но и у приглашенных тьюторов. Делиться своими знаниями и опытом, а значит учиться новой музыке вместе – это то, что нужно сегодня всем нам».

Вера Давтян

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди