Возрождение абсолютной монархии События

Возрождение абсолютной монархии

Байопик Queen окупился в первые же дни проката

Действующие музыканты Queen гитарист Брайан Мэй и барабанщик Роджер Тейлор на протяжении многих лет были нацелены на экранизацию истории ансамбля и неразрывно связанной с ним биографии Фредди Меркьюри. Время шло, менялись сценаристы, появлялись новые претенденты на режиссерское кресло. Проект покидали утвержденные актеры, пересматривалась сама идея фильма… Прибавившим в летах, но не потерявшим вкус к вниманию многотысячных стадионов, Мэю и Тейлору хотелось доказать кинематографическими средствами: после трагического события 24 ноября 1991 года век Queen не истек, просто начался новый виток. Смерти Фредди в этой версии сценария отводилось периферийное место – главный герой должен был покинуть сцену задолго до того, как опустится занавес. Король умер – да здравствует король! Очевидно, у многих поклонников группы, закрывающих глаза на нынешнее сотворчество Queen сначала с Полом Роджерсом, а теперь со звездой шоу American Idol Адамом Ламбертом, подобное нелепое кино вызвало бы несварение.

В итоге сценарий был сочинен заново. Его авторы Энтони МакКартен («Вселенная Стивена Хокинга», «Темные времена») и Питер Морган («Еще одна из рода Болейн», «Последний король Шотландии») хронологически даже близко не подступились к кончине Меркьюри. С одной стороны, история об обретении Queen статуса легенды на эпохальном Live Aid в 1985 году – неплохой ход с неким подобием голливудского хэппи-энда. Звезда Queen в зените славы. С другой, ход этот все же выглядит несколько искусственным. Фредди очень рационально использовал отведенное небесами время, поэтому оставить за скобками часть его наследия – мощный альбом «A Kind of Magic», мрачный, полный пророческих, пугающих аллегорий «Innuendo», самый загадочный и, наверное, самый красивый в дискографии Queen посмертный «Made in Heaven» – по меньшей мере странно. Впрочем, тот ли материал – история рок-группы, – чтобы устраивать из полнометражки траурную процессию и вгонять посетителей кинотеатров в состояние скорби?

«Богемская рапсодия» – именно такое название было выбрано для ленты – построена почти по драматургическим канонам классического романа: образ главного положительного персонажа – харизматичного Д’Артаньяна – Фарруха Булсара, родом из Занзибара, – возвышен и подан с героической патетикой. Его преданные друзья Брайан Мэй, Роджер Тейлор и Джон Дикон – почти как литературные три мушкетера. «Злодеи» – реальные и вымышленные – личный менеджер Фредди Пол Прентер (такой Рошфор с усами) и один из продюсеров лейбла EMI мифический Рэй Фостер (вероятно, речь идет о Рое Фезерстоуне, руководителе звукозаписывающей фирмы в 70-е) – нарочито коварны. Лирическая линия неоднозначна, как сама личная жизнь Меркьюри – безоблачное счастье с безупречной и бесконечно нежной Мэри Остин, главной любовью певца, растворяется в никотиновом дыму «радужных» клубов. «Рапсодия» могла бы шокировать зрителя подробностями любовных похождений Меркьюри. Но тогда это было бы совсем другое кино.

Создателям байопика пришлось пожертвовать точностью фактов и хронологией их воспроизведения ради экранных стандартов. Даже самый поверхностный факт-чекинг выдает массу несоответствий. Впрочем, это легко объяснить стремлением режиссера Брайана Сингера выделить из контекста главное и сделать динамичное, колоритное, художественное произведение, рассчитанное на широкого зрителя. В погоне за документальной аккуратностью проиграла бы сюжетная композиция фильма. Так что «Рапсодию» стоит воспринимать как очень вольную кинофантазию, основанную на реальных событиях. О чем получилась эта история? О бессмертии настоящего таланта, о слабости любого, кому предначертано испытание славой, о вечных ценностях – семейных узах, дружбе, любви и, конечно, о музыке. Кстати, при всем обилии песен, команде «Рапсодии» удалось добиться невозможного: музыкальный материал, даже с чрезвычайно дерзким для прокатного кино 15-минутным финальным выступлением на Live Aid, идеально сбалансирован четкими диалогами.

Мэй и Тейлор еще на заре проекта наверняка задавались вопросом: как избежать пародийности в воссоздании образа Фредди? Ведь телешоу по всему миру из сезона в сезон вбрасывают в прайм-тайм разносортных клонов с кавером на «Show Must Go On». Внешнее сходство – лишь элемент имитации, но не более. Поэтому задача стояла непростая: найти выразительный, родственный типаж и сплавить его с голосом, сценическим движением, магнетизмом Фредди. На это были брошены все силы. Хореографы обучили американского актера Рами Малека, исполнителя главной роли, двигаться грациозно и при этом оставаться мужественным. Художники по костюмам подготовили целый гардероб Меркьюри. А получив на время фильма полнокровный, живой вокал Фредди, Малек начал творить волшебство. Довершил картинку воспроизведенный в малейших деталях общий антураж – вроде мэевской гитары Red Special в кадре.

Возможно, Малек – и не абсолютное попадание, но его физические данные и экзотическая родословная (Рами родом из египетских коптов) пришлись к месту. Поставленная пластика не выглядит деланной, а существование в кадре вполне гармонично. Такому Фредди веришь, сопереживаешь. Более того, он вызывает восхищение и восторг. Ближе к первоисточнику оказался только Гвилим Ли, чей экранный Брайан Мэй феноменально идентичен своему прототипу в молодые его годы. Немногословный мыслитель Джон Дикон (Джозеф Маццелло) и импульсивный красавчик Роджер Тейлор (Бен Харди) дополнили канонический квартет – «четырех изгоев, неугодных обществу». В эту компанию удачно влился Том Холландер (его самое запоминающееся появление на экране связано с двумя частями франшизы «Пираты Карибского моря») в лаконичной, но очень запоминающейся роли продюсера Queen Джима «Майами» Бича.

В классическом составе Queen никогда не выступали в России. О том колоссальном заряде энергии, который Фредди так щедро дарил каждому в толпе, мы знаем лишь по видеозаписям концертов – на Уэмбли, в Будапеште, Рио, Токио… «Богемская рапсодия» же совершает невозможное – делает тысячи людей причастными к событиям более чем тридцатилетней давности. Вряд ли Мэй и Тейлор собирались изобрести машину времени, но им это почти удалось.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди