Место счастья События

Место счастья

В Екатеринбурге состоялся Международный форум «От практики – ​к совершенству» к 85-летию Свердловской музкомедии, имеющей репутацию театра-лидера нового российского мюзикла. Около двухсот гостей из сорока музыкальных театров России и десяти стран мира – ​режиссеры и дирижеры, композиторы и критики, директора театров и завлиты, педагоги и артисты – ​в течение пяти дней с утра до поздней ночи беспрерывно общались на самые разные темы «легкого жанра» и участвовали в интенсивной творческой программе форума.

В плотном графике грандиозного екатеринбургского слета нашлось место буквально всему: и празднику и разнообразным деловым форматам. Форум начался с презентации новой книги о Свердловской музкомедии «Счастливое место». Авторы 500-страничной коллективной монографии Елена Третьякова, Сергей Коробков, Александр Колесников и Александр Иняхин исследовали 85-летнюю историю театра как смену эпох трех (всего лишь трех, случай беспрецедентный!) главных режиссеров: Георгия Кугушева, Владимира Курочкина и Кирилла Стрежнева. Под схожим названием – «Фабрика счастья» – открылась интерактивная выставка в Екатеринбургском краеведческом музее. Разумеется, и торжественное открытие форума называлось так же: «Счастливое место».

Затем были вечерние показы и полуночные видеопросмотры лучших спектаклей Свердловской музкомедии последних лет. Гости увидели мюзиклы «Яма» Дрезнина, «Декабристы» Загота, «Бернарда Альба» Лакьюзы. «Орфея & Эвридику» смотрели и обсуждали с композитором Александром Журбиным и драматургом Юрием Димитриным, а «Веселых ребят» – с Максимом Дунаевским и Вадимом Жуком. Необычную екатеринбургскую постановку «Анри», обозначенную как ballet chorus, представляли режиссер-хореограф Лариса Александрова и, с помощью видеомоста, композитор Марина Собянина.

В серию мастер-классов вошли и традиционные тренинги, такие как «Пластика актера мюзикла» и «Степ» хореографа Ирины Кашубы, «Пение без напряжения» джазовой певицы и педагога Елены Захаровой, и встречи с участниками современного театрального процесса. «Мюзикл по косточкам» разбирали актриса Оксана Костецкая и режиссер Антон Музыкантский, а разговор-коллоквиум о проблемах мюзикла провели актриса Лика Рулла и режиссер Дмитрий Белов, недавно возглавившие собственные мастерские в ГИТИСе. О насущных проблемах рассуждали в дирижерском клубе под председательством Феликса Коробова музыкальные лидеры отечественных музкомедийных театров: Андрей Алексеев (Санкт-Петербург), Борис Нодельман (Екатеринбург), Константин Хватынец (Московская оперетта), Владимир Янковский (Театр Чихачева), Виктор Олин (Иркутск)… Встреча, посвященная теме «Завлит в музыкальном театре», собрала для разговора режиссеров, критиков, журналистов и собственно завлитов; на форум приехали многие, в том числе и старейшина этого цеха Марина Годлевская из Питерской музкомедии. Известная режиссерская лаборатория под руководством Кирилла Стрежнева в этот раз работала в необычном экспериментальном формате, ее итогом стал показ совместно-анонимного шутливого мюзикла «САМ Колобок!», который создавали семь композиторов, семь драматургов и пятнадцать молодых российских режиссеров. На ярмарке новых произведений было презентовано одиннадцать новых мюзиклов, их демонстрировали собственно сами авторы: композиторы и драматурги. Представители театров уже заинтересовались этой продукцией – вероятно, в ближайшем будущем маячат новые мировые премьеры.

Триумвират на круглом столе директоров музыкальных театров: Леонид Кипнис (Новосибирский музыкальный театр), Владимир Урин (Большой театр), Вячеслав Сафронов (Свердловская музкомедия)

Попытки серьезной рефлексии, осмысления проблем «легкого жанра» на форуме были сделаны не один раз. Две больших и полноценных дискуссии, так или иначе, зафиксировали множество болевых точек. Большой круглый стол директоров театров провели генеральный директор Большого Владимир Урин и директор Новосибирского музыкального театра Леонид Кипнис. В преддверии года театра руководители крупнейших российских музкомедийных коллективов говорили о наболевшем: о финансировании, или точнее «недофинансировании», об отношениях с учредителями, о странностях госзаданий и об усиливающейся бюрократизации всех видов отчетности. Поднимались проблемы кадров и образования. Уже давно театры ждут закон о культуре, который, наконец, выведет театры из сферы услуг. По словам Урина, работа над законом идет, и театр, конечно же, «не услуга, а инвестиция в человека», но по самым скромным подсчетам не стоит ждать ее окончания раньше, чем через два года. При этом потребуются серьезные изменения в Бюджетном и Трудовом кодексах. Вообще, если бы не участие генерального директора главного театра страны, который имеет еще и статус министра, вряд ли бы этот разговор имел столь деловой характер. Урин отвечал практически каждому и многое брал, что называется «на карандаш». Интересными были и выступления зарубежных гостей – сравнение и контекст важны всегда. Вторая, итоговая дискуссия «Музыкальный театр формата “light”: ключ к совершенству», которую вели критики Сергей Коробков и автор этих строк, и которая должна была быть посвящена все-таки творческим вопросам, гармоничной не вышла. Возобладал излюбленный жанр ламентаций. По самым разным поводам и с непременными поисками виновных, и тут конкурентов у фестиваля «Золотая Маска» практически не было. Виновата во всем. Попытки перевести разговор в конструктивное русло, поговорить о том, как вывести жанр из роли аутсайдера современного театрального процесса, как привести другую публику, как сделать новый русский мюзикл актуальным и модным, интересным юному поколению, – эти попытки успеха не имели. Как не состоялся разговор и о роли критики в этой театральной сфере. А между тем возраст пишущих об оперетте и мюзикле (кстати, практически все известные критики прибыли в Екатеринбург) – довольно солиден, а пополнения нет как нет.

Пожалуй, этот диссонанс был единственным на форуме. Атмосфера гостеприимства и праздника, которую так умеют создавать в екатеринбургском театре, витала над всем происходящим. И здесь не переоценить заслуг его генерального директора Михаила Сафронова, ведь именно он, которого называют «человек-праздник», и придумал эти встречи каждые пять лет, используя очередной юбилей как повод для слета всех причастных к «легкому жанру». Трудно себе представить нечто подобное в опере или в балете. А встречи и человеческое общение в наше молниеносное время – становятся уже даже больше чем роскошью.

Финальный вечер, который вели звезды российских мюзиклов, в прошлом екатеринбуржцы Лика Рулла и Евгений Зайцев, прошел на невероятном подъеме. «Я очень рад, что прилетел к вам на праздник. Свердловский театр музыкальной комедии – с моей точки зрения, настоящая академия музыкального искусства в России. Здесь очень все креативно. Вы – удивительный театр!» – говорил председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин. «Я рассматриваю этот театр как чудо, здесь сформирован настоящий комбинат по производству талантов» – вторил ему Максим Дунаевский. В зале сидела труппа театра, работники всех цехов и служб, именно для них со сцены звучали важные слова, были подарки по случаю юбилея от отцов города и области, поздравления от театров, друзей и коллег, сюрпризы и неожиданности. Почувствовать себя в «счастливом месте» смогли все – и хозяева и гости.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии