События февраля Анонсы

События февраля

Фестиваль «Послушайте!»; Оркестр мusicAeterna, Теодор Курентзис и Патриция Копачинская; ГСО РТ, Александр Сладковский; Steven Wilson; Вежливый отказ

Елена Черемных,
музыкальный критик

1 февраля
Ельцин Центр, Екатеринбург
Концерт-открытие фестиваля «Послушайте!»
Алексей Гориболь (фортепиано)

Новый масштабный цикл московско-петербургского пианиста Алексея Гориболя неожиданно «выстрелит» в первый день февраля в Ельцин Центре города Екатеринбурга. За фасадом нового авторского музыкально-просветительского проекта «Послушайте!» скрывается эрудитская, столь же публичная, сколь и интимная тема: «Соло-рояль в российском кинематографе». (Под «российским кинематографом» автор-составитель, разумеется, пианистически ощупает шлейф советской кино-piano-музыки, за что ему отдельное спасибо.) В первый вечер прозвучат – нет, не саундтреки! – а именно что музыка Исаака Шварца, Микаэла Таривердиева, Валерия Гаврилина и Леонида Десятникова к кинофильмам «Мелодия белой ночи», «Сто дней после детства», «Станционный смотритель», «Избранные», «Спасатель», «Семнадцать мгновений весны», «Ольга Сергеевна», «Русский регтайм», «Мания Жизели», «Москва», «Подмосковные вечера», «Мишень», «Анюта». Бонусом предполагается участие кинорежиссера Сергея Соловьева. В концерте участвует пианист Павел Коновалов (Москва). Первый вечер фестиваля состоится в 88-й день рождения первого президента России.

6 февраля
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Оркестр мusicAeterna, Теодор Курентзис и Патриция Копачинская

Через два года после московской презентации революцион­ного диска Sony Classical, на котором Курентзис матримониально скрестил Скрипичный концерт Чайковского со «Свадебкой» Стравинского, самый популярный русский опус «для скрипки с оркестром» впервые прозвучит в Москве с той же солисткой, но в ином репертуарном окружении. Скрипичный концерт Чайковского предварят его же увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини».

Монографический маршрут о «вечной влюбленности» – очень в духе мегаломанских фантазий самого Курентзиса, «кто вечно совершает благо» актуализацией вечных сюжетов и вечных авторов. В данном случае это Шекспир, Данте и, конечно, Чайковский, интерпретируя которого и сам Теодор Курентзис, чего уж стесняться, видится лирическим героем, стоящим «на пороге вечности».

В специальной фотосессии для диска Sony Classic Курентзис выступил в образе жениха Патриции Копачинской. Новая программа – не только восхитительное подношение его умозрительной невесте-партнерше, но и интригующая попытка нового этапа ролевой игры, правилами которой самому маэстро уготована миссия «вечного любовника».

11 февраля
Концертный зал «Зарядье»
ГСО РТ, Александр Сладковский

Для маэстро Сладковского, художественного руководителя и главного дирижера «татарстанских симфоников», казанская малериана – один из важных стратегических векторов. Восьмая симфония, которую называют «симфонией тысячи участников», – важный показатель современного уровня татарстанского оркестра. Малеровскую коллекцию в нем начинал собирать еще его основатель Натан Рахлин. С приходом к руководству Александра Сладковского в 2011-м малеровская коллекция стала не только возобновляться, но и пополняться ранее не исполнявшимися партитурами. Уважая историческое прошлое ГСО РТ, Александр Сладковский, что продуктивно, не выворачивает шею «назад», но системно реорганизует репертуарную стратегию так, чтобы между важными симфониями Малера в пояснительные спутники к ним вписался, к примеру, весь симфонический цикл Дмитрия Шостаковича. А после такой слуховой настройки через автора позднейшего (Шостаковича) к автору, на него повлиявшему, и, естественно, более раннему (Малеру), подступаться еще любопытнее.

Среди восьми солистов – звезды Вероника Джиоева и Ирина Боженко (сопрано), Олеся Петрова (меццо-сопрано), Алексей Татаринцев (тенор), Василий Ладюк (баритон), Евгений Ставинский (бас). И целых два хора – «Мастера хорового пения» и Хор Академии хорового искусства.

Лев Ганкин,
музыкальный журналист и радиоведущий

27 февраля
Главклуб
Steven Wilson

Стивен Уилсон, в прошлом организатор популярной группы Porcupine Tree, а ныне успешный соло-артист – один из немногих, кому в XXI веке удается неплохо зарабатывать на прогрессив-роке: музыке, пик коммерческого успеха которой пришелся на 1970-е годы. Сейчас прогрессив, или просто прог-рок, – стиль, привечающий длинные многочастные композиции, помпезные аранжировки, концептуальные пластинки и думы о высоком, – история преимущественно нишевая, однако к Уилсону это не относится: его выступления проходят на крупных площадках, а среди фанатов – не только стареющие почитатели Pink Floyd и Yes, но и молодежь, включая ее женскую половину.

Причин тому несколько. Во-первых, при всей привязанности к прог-року золотой поры музыкант не ограничивается единственным источником вдохновения, в его треках можно услышать и иные звуки: от индустриальных риффов а-ля Nine Inch Nails до нервной «альтернативы» Radiohead 1990-х, от стадионных припевов в духе Coldplay до броских поп-мелодий, напоминающих едва ли не об ABBA (в творчестве Уилсона даже есть кавер на «The Day Before You Came» последних). Во-вторых, Уилсон – перфекционист во всем. Его концерты – это тщательно продуманные аудиовизуальные спектакли, а записи – подлинный триумф продакшна и звукорежиссуры; неслучайно, помимо собственной музыки, артист сделал себе имя сочно звучащими ремастерами прог-роковой классики в диапазоне от Yes до King Crimson. Наконец, в‑третьих, у него привлекательный образ: тоненький умный мальчик в очках – готовый символ нового поколения «прогрессистов», сменяющего побитых жизнью кумиров прошлого; и не беда, что вообще-то и мальчику уже под пятьдесят.

Единственная претензия, которую можно предъявить Стивену Уилсону, – как раз в предельной расчетливости всех его действий: порой он напоминает кукловода, дергающего за нужные ниточки по заранее написанному сценарию. В прог-роке 1970-х при всей его мудрености всегда был элемент озарения, случайного гениального открытия – и, соответственно, подлинности чувств; Уилсон же разыгрывает свое представление с холодным сердцем, в здравом уме и трезвой памяти. Впрочем, возможно, он тут и не при чем – просто прог-рок давно вступил в пору зрелости (или, выражаясь бюрократическим языком отечественных социальных служб, в возраст дожития). Драйв, риск и непредсказуемость остались позади – на смену им пришли безупречный профессионализм, контроль эмоций (не переволноваться бы – ведь здоровье уже не то) и прочее «плановое хозяйство». Музыка Стивена Уилсона – яркая иллюстрация этого периода в эволюции жанра, а автор, надо отдать ему должное, умеет блистательно подать ее живьем.

7 февраля
ЦДХ
Вежливый отказ

Из популярных московских групп 1980-х «Вежливый отказ» – самая странная, трудно классифицируемая, ни на кого не похожая – по состоянию на 2019 год оказывается едва ли не живее всех остальных. У нее регулярно выходят альбомы, причем каждый следующий знаменует взятие некой новой творческой высоты, а не повторение пройденного. На сегодняшний день последняя «отказовская» новинка – диск «Военные куплеты», изданный года полтора назад; впрочем, на концертах уже давно вовсю играется и новая, еще не записанная программа под рабочим названием «Романсы».

Параллельно много лет усилиями группы и лейбла «Геометрия» переиздается бэк-каталог «Вежливого отказа»: архивные записи вроде «Этнических опытов» (1990) или «Косы на камень» (1997), долгое время практически не доступные, выходят в делюкс-изданиях с бонустреками, видеоматериалами и толстыми буклетами. Теперь дело дошло до самой первой – и самой редкой! – работы ансамбля, магнитоальбома «Опера‑86», записанного, как нетрудно догадаться, в 1986 году и вообще никогда не издававшегося официально. Здесь «Отказ» еще похож на себя нынешнего лишь отчасти: вокалист и гитарист Роман Суслов, позже ставший безальтернативным лидером группы, периодически делится местом у микрофона (с Дмитрием Шумиловым) и композиторскими полномочиями (с Петром Плавинским, позже проект покинувшим). Вместо рафинированного авант-рока звучит неровная, но вполне захватывающая сборная солянка из новой волны, джаза, регги и в самом деле если и не оперы, то оперетты (см. хотя бы открывающий номер «Ракеты-кометы»). Тем не менее, постулированное в самом заголовке ансамбля стремление быть на особицу, не как все, играть по своим правилам, ярко ощущается уже в этих треках.

В сет-листах «Вежливого отказа» последних лет из этого «доисторического» периода остались буквально полторы композиции – «Несу я украдкой» да те же «Ракеты-кометы». Концерт в ЦДХ даст возможность услышать этот редко исполняемый материал, окунуться в далекое прошлое ансамбля и понять, откуда растут ноги у его более известных зрелых работ.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ НАВИГАТОР С ИЛЬЕй ОВЧИННИКОВЫМ

1 февраля
Концертный зал «Зарядье»
Юлия Маточкина, Михаил Векуа, Оркестр Мариинского театра, дирижер – Валерий Гергиев
Малер. «Песнь о земле»

4 февраля
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Василий Ладюк, Оркестр Большого театра, дирижер – Туган Сохиев
Рахманинов, Бородин

4, 6 февраля
Филармония-2,
Большой зал Московской консерватории
Томас Цетмайр, «Новая Россия», дирижер – Юрий Башмет
Бетховен, Шостакович

5 февраля
Рахманиновский зал Московкой консерватории
Студия новой музыки, дирижер – Игорь Дронов
Ромителли, Мюрай, Лигети, Андриссен, Райли, Аблингер, Райх

6 февраля
Концертный зал «Зарядье»
Магдалена Кожена, Оркестр Века Просвещения, дирижер – Джованни Антонини
Моцарт, Глюк, Гайдн

8 февраля
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Алина Ибрагимова, Марина Пруденская, Всеволод Гривнов, ГАСО, дирижер – Владимир Юровский
Шостакович, Малер

8 февраля
Соборная палата
16 лет оркестру Pratum Integrum

9 февраля
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Борис Белкин, Оркестр Московской филармонии, дирижер – Александр Лазарев
Сибелиус, Глазунов

10 февраля
Концертный зал «Зарядье»
Персимфанс
Райх, Адамс, Вольф

10 февраля
Камерный зал Московской филармонии
МАСМ
Шнитке, Стравинский, Ксенакис, Лигети, Ржевский

11 февраля
Концертный зал «Зарядье»
«Мастера хорового пения», Хор Академии хорового искусства, Госоркестр Республики Татарстан, дирижер – Александр Сладковский
Малер. Симфония № 8

15 февраля
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Надежда Гулицкая, НФОР, дирижер – Пьер Блёз
Дебюсси, Равель, Шоссон

15, 17 февраля
МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Александр Вустин. «Влюбленный дьявол»
Оркестр и хор театра, дирижер – Владимир Юровский

Мировая премьера!
22 февраля
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Ефим Бронфман

23, 24 февраля
Филармония-2, Концертный зал имени П. И. Чайковского
Российский национальный молодежный симфонический оркестр, дирижер – Жан-Кристоф Спинози
Равель, Сен-Санс, Дебюсси