Американские и Горки  События

Американские и Горки 

«Jazzовые сезоны» – фестиваль в подмосковных Горках Ленинских – новичок в фестивальном движении. Но уже на второй год публика поняла – здесь будет круто. Надо ехать! 

Надо ехать, тем более что это недалеко – от метро «Домодедовская» на такси или автобусе. Минут двадцать, максимум полчаса по Каширскому шоссе – и ты в другом мире, где свежий воздух, деревья, веселые люди, пиво и почти полный ноль всяких смурных секьюрити, непонятно кого от кого охраняющих (как в Москве).  

Усадьба XIX века, в которой доживал последние дни Владимир Ильич, известна каждому в возрасте 40+. Про отношение большевиков к джазу, «музыке толстых», пошучено уже миллиард раз, и дальше этот мем распространять не хочется. Но есть какая-то добрая ирония судьбы в том, что усадьба будто заточена под джазовый фестиваль. Природный концертный зал под открытым небом: поляна со зрителями и сцена окружены лесом. С тыла – собственно домик Ильича, в нем – звукорежиссер, камеры… «В таких природно-исторических интерьерах прозвучит любая нормальная музыка», –соглашается идейный вдохновитель фестиваля, саксофонист и бэндлидер Игорь Бутман. – Чем отличаются наши концерты? Великолепным звуком. Все ансамбли там звучат просто потрясающе! Это удивительно, насколько природа, все аллеи, деревья, усадьба Морозова – все это создает не только особую атмосферу, но и какой-то акустический рай!» 

Музыка на «Сезонах» уже четвертый год не просто нормальная – она отличная. Бутман и его команда делают фест от души, как для себя: «Для нас “Джазовые сезоны” – фестиваль, на котором мы получаем эстетическое удовольствие и от того, что мы слышим, и от того, что видим вокруг. Мы стараемся открыть новые имена и, конечно, пригласить суперзвезд».  

Участие некоторых артистов тянет на сенсацию, как, например, в случае прошлогоднего Oregon или трубача Амброза Акинмусира. Он – совершенно объективно (ну и субъективно, конечно, признаюсь) – один из лучших трубачей современного джаза. Его стиль представляется вашему обозревателю интереснейшим и перспективнейшим в современной импровизационной музыке на данный момент. Условно говоря, это «креативный пост-боп», то есть современный умный джаз с «наворотами» – сложная форма, несимметричные размеры, смены темпов и ритмов, и – имманентный грув.  

Ну, креативный пост-боп все-таки надо любить как жанр, не будем лукавить. Если ты не фанат – так сразу и непонятно, в чем тут эстетическое наслаждение. Ну и, конечно, в этом году тоже находились зрители, которые фыркали: что, дескать, за заумь… 

Для любящих повеселее и, так сказать, с быстрым включением внимания выступил фронтмен известной шведской группы Dirty Loops Джона Нильссон с сольным проектом. Яркий и драйвовый певец-харизматик – современная версия Стиви Уандера или джазовый Jamiroquai.   

Выше мы привели слова Бутмана про отечественных молодых; это действительно так: фестиваль – отличная площадка для, так сказать, «шоукейса» современной российской импровизационной музыки. Хорошо помню выступление тут коллектива Алины Ростоцкой, с авторской программой, соединяющей джаз с сефардскими мотивами. А через пару лет эта тема получила просто-таки блестящее развитие и воплощение на альбоме «Ансамбля Средиземноморской Деконструкции» (где поет та же Ростоцкая) «Day De Senar». Вообще российский авторский джаз – или «импровизационная музыка», чтоб не раздражать пуристов – на подъеме. От россиян еще выступили Илья Морозов и Виктория Каунова, проект Leonid & Friends, исполняющий музыку американских родоначальников джаз-рока, группы Chicago, «в копейку», что называется; плюс – нарочито «архаичный» оркестр Петра Востокова, а также трио Олега Бутмана с американским вокалистом-виртуозом по имени Эллиот Маннерлин. 

Вот так в этом году фестиваль снова представил разные стили, направления и коллаборации. Весь этот пестрый джаз. Который, как гласит странно-знакомый лозунг фестиваля, «для нас является важнейшим из искусств». Кто бы спорил! 

 

В ногу со временем События

В ногу со временем

Рязанский русский народный хор имени Е.Г. Попова представил мировую премьеру сценической кантаты Рустама Сагдиева «Притча»

Летели качели События

Летели качели

«Новая драма» триумфально победила на Пермском краевом фестивале лучших спектаклей «Волшебная кулиса»

Искусство, приводящее в чувство События

Искусство, приводящее в чувство

В ноябре в Екатеринбурге прошел IX Международный фестиваль современного танца «На грани»

Не на небе – на земле События

Не на небе – на земле

Иван Васильев поставил «Конька-Горбунка» в Башкирском театре оперы и балета