Интервью

Артем Макаров: Судьба предоставляет человеку шанс самому сделать выбор

Артем Макаров: Судьба предоставляет человеку шанс самому сделать выбор

XVI фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе» проходит в год 145-летия со дня рождения великих русских музыкантов – Ф. Шаляпина, С. Рахманинова и 200-летия французского классика Ш. Гуно. Именно премьерой лучшей его оперы – «Фауст», в которой когда-то блистал Ф. Шаляпин в партии Мефистофеля, откроется фестиваль. С главным дирижером Башкирского театра оперы и балета Артемом Макаровым (АМ) побеседовала Евгения Кривицкая (ЕК).

ЕК «Фауст» – опера, чья актуальность, мне кажется, никогда не исчерпается. Тут и жажда власти, и страх перед смертью, и все смертные грехи… Что для вас в этой опере главное?

АМ У Гуно, да и, собственно, в первоисточнике – у Гёте, затрагивается много тем, философских вопросов, требующих осмысления, осознания. Отвечая на ваш вопрос, что для меня главное в опере, – может быть, это покажется странным, но, пожалуй, момент, когда Маргарита, всеми отвергнутая, совершившая страшный грех, находит в себе силы оттолкнуть Фауста, предпочитая смерть жизни, связанной с черным началом… То есть она находит в себе разум и силы не делать еще одну ошибку, и именно за это, несмотря ни на что, получает прощение. В этом есть очень глубокая мысль: все-таки судьба предоставляет человеку самому сделать выбор. И решение Маргариты достойно уважения.

ЕК Откройте секрет: какая постановка ждет зрителя? Как вы взаимодействуете с режиссером спектакля Георгием Исаакяном?

АМ Когда я впервые обратился к Г. Исаакяну с предложением о постановке «Фауста», он ответил: «Я, конечно, согласен, но вы понимаете, кого вы приглашаете?», имея в виду, что не стоит ждать како го-­то привычного традиционного решения, точного воспроизведения либретто, исторических костюмов и т. д. Безусловно, я это понимал, поэ то­му и хотел, чтобы этот спектакль делал именно он! В мире огромное количество похожих друг на друга как две капли воды, ничем не примечательных постановок «Фауста». Уверен, что спектакль Георгия Исаакяна и молодого талантливого художника-сценографа Дениса Сазонова выбьется из этого ряда. Кстати, это наша третья совместная работа. До этого были «Cosi fan tutte» Моцарта и «Геракл» Генделя.

ЕК Что еще ждет зрителей на фестивале?

АМ Кроме двух премьерных спектаклей «Фауста» мы покажем «Царскую невесту» (недавняя премь­ера театра), «Риголетто» и «Кармен». В спектаклях и гала-концерте фестиваля выступят прекрасные певцы, известные в России и за рубежом: Аскар Абдразаков, Владислав Сулимский, Юлия Маточкина, Оксана Волкова, Станислав Трифонов, Анна Нечаева, Анастасия Калагина, Александр Краснов, Медет Чотабаев. Юбилею великого русского композитора С. Рахманинова посвящен вечер романсов – их исполнят ведущие солисты театра, которым я буду аккомпанировать на рояле. Ярким событием фестиваля станет концерт всемирно известного хора musicАeterna под руководством потрясающего Виталия Полонского. Кроме того, в рамках фестиваля мы во второй раз проведем Международный конкурс вокалистов имени Ф. Шаляпина, лауреаты которого выступят в гала-концерте фестиваля. В целом мы постарались, сообразно нашим возможностям (в том числе и финансовым), подготовить интересную для зрителей фестивальную программу. Приглашаем всех!

ЕК Расскажите подробнее о конкурсе вокалистов, кто будет в жюри?

АМ Два года назад, когда мы готовили прошлый фестиваль «Шаляпинские вечера в Уфе», генеральному директору театра Ильмару Альмухаметову пришла идея проведения конкурса вокалистов имени Ф. Шаляпина в рамках фестиваля. Признаюсь, было непросто, потому что мы этим никогда не занимались, было много сложностей и организационного и финансового плана, но мы справились! Лауреатом первой премии Первого конкурса имени Ф. Шаляпина стал молодой талантливый башкирский бас Артур Каипкулов, который через год получил статуэтку престижной российской оперной премии «Онегин», – он очень активно занят сейчас в репертуаре и поет партии первого плана. Специальный приз «Надежда» и «Приз зрительских симпатий» получила молодая башкирская певица Айгуль Ахметшина. Буквально через год она стала обладателем первой премии престижного конкурса «Бельведер», который проходил в Москве. Ее заметили, и теперь она стажер и участница молодежной программы театра «Ковент-Гарден» в Лондоне, у нее очень насыщенный график, и я думаю, ее ждет очень яркое профессиональное будущее. Так что есть чем гордиться!

Наш конкурс имеет два основных тура (под рояль и под оркестр) и отборочное прослушивание (по присланным видеозаписям). В этом году есть изменения в программе – некоторый уклон в сторону оперного репертуара. Две арии на первом туре, и две на втором. В связи с 145-летием С. Рахманинова обязательно исполнение одного из его романсов в первом туре (на выбор участника). В целом требования к программе конкурса очень лояльные, на мой взгляд. Мы не можем состязаться с крупными известными конкурсами по размерам премиальных вознаграждений, и поэтому решили не усложнять программу туров и их количество. Кстати, это нам посоветовала член жюри прошлого и нынешнего конкурса Лариса Абисаловна Гергиева. Я совершенно согласен с ней в том, что практически всегда с первых тактов понятно, что представляет собой певец. Председатель жюри и первого и второго конкурса – Аскар Абдразаков. Он собирался пригласить в жюри конкурса несколько западных импресарио, и, если это получится, думаю, будет здорово, прежде всего, для самих участников, так как, может быть, поможет им в будущей карьере.

ЕК В декабре театр отметит свое 80-летие. Как готовитесь к этому событию?

АМ С юбилейными датами у нас получился небольшой календарный казус, связанный с тем, что театр открылся 14 декабря 1938 года, и это уже считалось первым сезоном. Поэтому юбилейный сезон у нас прошел, а сам юбилей театра мы празднуем большим гала-концертом в день рождения театра, 14 декабря 2018 года. Хочу сказать, что прошедший юбилейный сезон был очень насыщенным, в том числе и по количеству премьер – их у нас получилось целых шесть! Оперы «Царская невеста», «Лунный мир», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», балеты «Аленький цветочек», «Времена года, или Таинственный сад» и «Рапсодия», детский мюзикл «Летучий корабль». А ведь кроме этого были и другие очень интересные проекты, восстановления спектаклей, множество концертов (в том числе и камерной музыки). Замечательно прошел детский проект «Сказки А. С. Пушкина в музыке» с режиссером Петром Татарицким. Яркий отклик у зрителей вызвало театрализованное музыкальное представление ко дню театра «Призраки оперы», концерт хора театра и многое-многое другое.

У нас большие планы на сезон 2018/2019. Кроме уже упомянутой ближайшей премьеры «Фауста», хотел бы анонсировать еще один крупный проект – постановку оперы «Аттила» Верди, в которой примет участие наш выдающийся певец Ильдар Абдразаков, причем не только в качестве исполнителя титульной партии, но также впервые в качестве режиссера-постановщика. Думаю, спектакль вызовет большой интерес. Также хотим обратиться к жанру оперетты. Главный режиссер театра Филипп Разенков предложил редкое интересное название – яркую и малоизвестную оперетту Ж. Оффенбаха «Герцогиня Герольштейнская». Мне очень понравился этот материал, он прекрасно «расходится» на нашу труппу, «незамыленные» музыка и сюжет – надеюсь, это произведение очень понравится зрителям. Идею поддержал наш генеральный директор Ильмар Альмухаметов, премьера запланирована на февраль 2019 года. Впереди две балетные премьеры, одной из которых будет спектакль «Девочка со спичками» (по Г. Х. Андерсену) талантливого башкирского композитора Шауры Сагитовой в постановке уже поработавшего в прошлом сезоне в нашем театре молодого одаренного хореографа-постановщика Дмитрия Антипова.

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика Персона

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны