Балет в горах и опера на подушках События

Балет в горах и опера на подушках

Башкирский театр оперы и балета вступает в 83-й сезон. Евгения Кривицкая (ЕК) побеседовала с директором театра Ильмаром Альмухаметовым (ИА) и главным режиссером Филиппом Разенковым (ФРо ближайшей премьере – оперетте Оффенбаха, получившей название «Герцогиня. G», и творческих акциях, которые в изобилии рождаются здесь, в Уфе.

ЕК Ильмар Разинович, вопрос к вам. Почему первая премьера после пандемии – это оперетта?

ИА Постановка планировалась еще до ковидной истории. Мы отдаем «долг» за прошлый сезон: уже были потрачены средства на производство, и мы все ждем возможности запустить спектакль «в плавание».

ЕК Филипп, «Герцогиня Герольштейнская» мало известна в России. Что вас зацепило как режиссера?

ФР Я узнал об этом произведении в студенческие годы, посмотрев блистательную постановку Лорана Пелли. И она не просто влюбила меня в это произведение, но вдруг показала, что оперетта может быть совершенно другой, чем я привык видеть. И это, с одной стороны, вызвало желание когда-нибудь самому поставить «Герцогиню», с другой, я понял, что это не «мертвый» жанр, и мне очень интересно самому поработать и поискать что-то новое в нем. Так что я дебютирую как постановщик классической оперетты. Важно, что автор – Оффенбах, для меня он не только родоначальник, но и любимый композитор в данной области. Музыка по своей сложности и изобретательности не уступает оперной, можно сказать, что это комическая опера, но при этом звучит настолько свежо и драйвово, что понимаешь: вот это – «мама мюзикла». Кроме того, идеи остаются актуальными: Оффенбах высмеивает желание людей воевать, ведь это следствие внутренних комплексов и способ удовлетворения примитивных потребностей. Но это спектакль не про войну и насилие, а про любовь и мир!

ЕК Ильмар, сезон начинается с «чистого листа»?

ИА Конечно, как и все театры, мы весной вернули зрителям деньги за билеты. Теперь заново запускаем продажи.

ЕК Какие у вас действуют предписания?

ИА Только насчет 50-процентной заполняемости зала. По поводу количества артистов на сцене ограничений нет.

ФР Я еще не возобновил репетиции с хором. А с солистами все проходит в обычном режиме, потому что невозможно делать спектакль о любви, соблюдая дистанцию! Если серьезно, то, конечно, в этом спектакле большое количество людей на сцене, и это танцевальный спектакль. Поэтому очень надеюсь, что премьера выйдет в конце октября и эта работа вернет нас к привычному ритму.

Филипп Разенков

ЕК Каков кастинг в этой постановке? Как оперные певцы справляются с условностями оперетты и драматическими диалогами?

ФР Разумеется, для наших артистов это непростая задача, и хотя у нас в театре идут оперетты («Сильва», «Веселая вдова» и «Летучая мышь») – эта постановка будет совершенно иной. Во-первых, большое количество пластических задач, во-вторых – работа с текстом, в которой я хочу, чтобы солисты театра вышли для себя на новый профессиональный уровень, добиваясь более осмысленной драматической работы с текстом. Оперетта – действительно сложный жанр не только с точки зрения комплекса задач, но и чувства вкуса и чувства меры. Но в любом случае эта работа дает очень хороший стимул к профессиональному развитию труппы в целом. Пение будет без микрофонов, хотя мы не исключаем того, что разговорные сцены придется немного подзвучить. Главный дирижер театра и музыкальный руководитель постановки Артем Макаров, конечно же, сторонник чистого звука без микрофонов, и я его в этом поддерживаю.

ЕК Театр только в июле вышел из отпуска, а ваша балетная труппа уже в августе съездила на первые гастроли…

ИА Да, это приглашение поступило еще зимой – в Пермском крае существует ландшафтный фестиваль, который называется «Тайна горы Крестовой». Сроки дважды переносились, пока не было дано разрешение проводить мероприятия open air с посещением до тысячи человек. Нам доверили открытие фестиваля, где мы показали премьеру прошлого сезона, балет «О чем молчат камни». Это работа нашего балетмейстера Рината Абушахманова на тему размышлений о жизни первобытных людей, которые оставили наскальные рисунки в природном заповеднике пещере Шульган-Таш. Фестиваль проводится в горах, так что сюжет балета удачно вписался «в антураж».

ЕК Вы постоянно обращаетесь к национальной тематике. Какие еще проекты планируются в сезоне?

ИА В эти дни мы запустили «Лабораторию современной башкирской оперы», получив на это грант главы Республики Башкортостан. У нас подали заявки на участие и молодые композиторы, и драматурги, и поэты. Будем учить писать либретто в связке с созданием музыки. Лаборатория будет идти целый год и завершится она победой шестерых драматургов, которые получат денежные призы и право разработать свой сюжет дальше уже совместно с композитором. Мы надеемся, что в итоге в портфеле театра появится шесть современных национальных опер.

ФР Считаю, что это замечательная идея, позволяющая проявить себя молодым авторам и попробовать сделать что-то в современном ключе в жанре национальной оперы. Я с большим интересом участвую в этой лаборатории как один из кураторов. Для меня это новый опыт, но тем интереснее.

Ильмар Альмухаметов

ЕК Вы ведь и раньше делали подобные проекты, но в области балета?

ИА Год назад проводили RUDY DANCE lab, где молодые хореографы представляли свои работы в различных жанрах, которые исполняли артисты нашей труппы. В рамках Оперной лаборатории с 30 ноября по 15 декабря 2020 года пройдет Научно-практическая конференция по актуальным вопросам и проблемам национальной оперы.

ЕК У вас бьет ключом креатив. Какие еще сюрпризы вы готовите?

ИА Мы сейчас разрабатываем совместно с радиостанцией «Бизнес FM» проект «Клуб меценатов театра», адресованный бизнес-сообществу, которому будут предложены три уровня – бронзовый, серебряный и золотой, в зависимости от степени финансовой поддержки и участия. Благодаря нашему художественному руководителю Аскару Абдразакову и его друзьям – компании «Живая вода» – у нас появился новый балетный линолеум марки «Арлекин» – такой же, как в Большом театре, Мариинском. А благодаря помощи главы Республики Башкортостан Радия Хабирова у нас появился новый рояль фирмы Steinway, и скоро состоится его презентация.

Что касается ближайших творческих планов, то мы начали работу с маленьким зрителем: готовится несколько премьер для ребят-малышат в жанре, условно говоря, «оперы на подушках». Показы будут в камерном зале, где дети смогут сидеть, ползать, бегать.

На 15 и 17 ноября назначены премьеры двух одноактных балетов «Соседи» и «1418», которые ставит известный танцовщик и хореограф Иван Васильев. Они посвящены 75-летию Великой Победы и связаны с творчеством Шостаковича. Мы думали их показать в мае, но пришлось перенести на осень.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди