Berlioz: La Damnation de Faust Michael Spyres <br>Joyce DiDonato. Nicolas Courjal <br>Alexandre Duhamel. Coro Gulbenkian <br>Orchestre Philharmonique de Strasbourg <br>John Nelson <br>Erato
Релизы

Berlioz: La Damnation de Faust Michael Spyres
Joyce DiDonato. Nicolas Courjal
Alexandre Duhamel. Coro Gulbenkian
Orchestre Philharmonique de Strasbourg
John Nelson
Erato

Музыка Берлиоза тем сложна для трактовки, что в ней, как в симфониях классического периода, невозможно спрятаться за формой. Даже если поставить метроном вместо дирижера, Гайдн и Моцарт не потеряют большей части своего очарования. Но чтобы передать всю сложную звукопись Берлиоза, его изящество оркестровки с плавным чередованием тембровых полей, нужно не только мастерски владеть оркестром, но и иметь вкус к такому репертуару.

Первый крупный успех дирижера Джона Нельсона связан с исполнением «Троянцев» Берлиоза в Метрополитен-опере, где он вышел заменить заболевшего дирижера. Его заметили, и так началась его блестящая карьера. Два года назад он записал «Троянцев», теперь пришел черед «Осуждения Фауста».

Эта запись сходна с теми, что делали в 50-е годы. Музыка, освобожденная от романтических и классицистских наслоений, звучит свежо и ярко. Возможно, так и хотел бы того Берлиоз. Ведь стоит в арии пролога «Le vieil hiver» взять темп чуть живее – и вот уже вместо приторного «народно-природного» романтизма появляется почти вещественное предощущение весны в мертвом зимнем воздухе, а образы природы начинают появляться перед внутренним взором сами собой.

Исполнитель роли Фауста Майкл Спайрз имеет репутацию певца-интеллектуала, обладающего тонким вкусом. Об этом говорит и область его интереса – не самые известные романтические и барочные оперы, партии в которых он с блеском исполняет по всему миру. Его лирический тенор обладает не только красивым бархатистым тембром, но и большой силой. Он звучит цельным монолитом от крайних нижних до крайних верхних нот, не теряя ни в глубине, ни в звонкости. Его вокальную линию можно считать образцом совершенства, а строгое дозирование эффектов никогда не переходит грань хорошего вкуса. Майкл Спайрз прекрасно чувствует стиль музыки Берлиоза и убедительно воплощает все движения души мятущегося романтического героя – от надежды, беззаботного веселья и пылкой влюбленности до безысходного ужаса в ожидании трагического конца. Стоит отметить также и его превосходный, несколько старомодно звучащий французский – очевидно, ставя произношение, он ориентировался на французских певцов начала XX века.

Исполнитель роли Мефистофеля Николя Куржаль выучен в традициях современной французской школы, где основное внимание уделяется стилю, оттенкам и нюансам, а не чистой красоте и правильности звука, как это чаще всего происходит у итальянцев. Его красивый бас благородного тембра звучит высоко в резонаторах и продолжает традицию французских певцов, идущую от учеников легендарного тенора XIX века Жильбера Дюпре. Его Мефистофель скорее напоминает обаятельного плейбоя Люцифера из одноименного сериала, чем является воплощением галантной силы зла из романтической легенды. Но у каждого времени свой образ злодея – вряд ли по-маньеристски условное исполнение Ванни Марку, которое можно считать эталонным для тридцатых годов прошлого века, сейчас звучало бы убедительно.

Джойс ДиДонато прекрасно удалась нежная и чувственная партия Маргариты. Она имеет довольно большой и не самый богатый по тембру голос, но владеет им с выдающимся техническим мастерством. И пусть ее Дорабелла не слишком отличается от Розины, а Розина от Маргариты – везде опознается не персонаж, а она сама; все-таки это исполнение высшего класса, с аккуратным соблюдением всех непростых авторских требований. Здесь не найти того богатства страстей, которое есть у Фауста, но это не является недостатком певицы. Сама партия Маргариты небольшая – присутствует только в третьем действии из четырех – и написана Берлиозом приблизительно в одном ключе.

Эта запись – прекрасный пример, практически образец того, как сейчас нужно исполнять романтическую музыку, чтобы она звучала свежо и интересно.