Без поливки и капуста сохнет Тема номера

Без поливки и капуста сохнет

Об одном из экспонатов Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского

В собрании Государственного мемориального музыкального музея-­заповедника П.И. Чайковского особое место занимают подарки, полученные композитором от его поклонников, родственников и друзей. Многие из них – уникальные произведения ювелирного искусства.

Среди подношений: серебряные венки, украшенные серебром, золотом и драгоценными камнями дирижерские палочки, бювары, папки-­адреса, а также серебряные кружки, солонки, спичечницы, дорожные приборы, утратившие в XIX веке свое бытовое назначение и служившие в основном предметами для подарков. Несколько изделий принадлежат фирмам выдающихся московских ювелиров того времени: П. А. Овчинникова, И. П. Сазикова, И. П. Хлебникова, В. С. Семенова. Особенностью работ этих первоклассных мастеров является использование декоративных элементов, характерных для древнерусского искусства, к возрождению традиций которого они стремились: разного вида эмали, надписи «в русском стиле» с пословицами и поговорками, черневые гравюры с видами памятников архитектуры.

Все эти приношения появились у композитора в важные моменты его творческой биографии. Например, серебряная шкатулка фирмы «русского Бенвенуто Челлини» И. П. Сазикова связана с присуждением Чайковскому Петербургским отделением Императорского Русского музыкального общества в апреле 1874 года премии М. А. Кондратьева, а серебряная кружка ювелира И. П. Хлебникова – с премьерой оперы «Пиковая дама» в Большом театре в Москве 4 ноября 1891 года. Более подробно расскажем о серебряном дорожном погребце, который представлен в одной из витрин мемориальной экспозиции Музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину.

Особенно много драгоценных подарков от восторженных почитателей Чайковский получил в последние годы жизни, когда началась его систематическая дирижерская деятельность, вызванная стремлением композитора расширить круг людей, знающих и любящих его музыку, познакомить публику разных стран с произведениями русских композиторов. К 1887 году, началу этой деятельности, относится поистине роскошный подарок – дорожный погребец, изготовленный московской фабрикой серебряных изделий В. С. Семенова, который Чайковский получил 14 ноября в Москве во время второго симфонического собрания Московского отделения Императорского Русского музыкального общества.

Концерт полностью состоял из произведений композитора. В этот вечер были исполнены: фантазия «Франческа да Римини», сюита № 4 «Моцартиана» (первое исполнение), Торжественная увертюра «1812 год», Концертная фантазия, в которой солировал С. И. Танеев, ариозо из оперы «Чародейка» и два романса – «Погоди…» и «Так что же?» (op. 16 №№ 2 и 5), в исполнении А. Ю. Скомпской. За дирижерским пультом стоял автор.

Концерт имел огромный успех. На следующий день своими впечатлениями от концерта Чайковский поделился в письме к брату Модесту Ильичу: «…публика была необычайно восторженная. Поднесли несколько драгоценных подарков и множество венков».

Подробности о концерте сообщала в № 315 за 15 ноября 1887 года газета «Русские ведомости»: «… весь концерт был рядом оваций П. И. Чайковскому <…>. С самого первого его появления за дирижерским пультом начали подходить различные депутации с венками и поднесениями. <…> От публики поднесен дорожный погребец изящной работы…»

Подаренный композитору дорожный погребец – это набор серебряной посуды для путешествий, состоящий из подноса, графина и двенадцати чарок. Крышку футляра украшает серебряная пластина с награвированной надписью: «Петру Ильичу Чайковскому от Московских почитателей 14-го ноября 1887 г.».

Все предметы дорожного погребца выполнены с исключительным мастерством. Их художественную особенность составляют рельефные черневые орнаменты из растительных завитков на слегка опущенном золоченом фоне и орнаментальные тексты народных пословиц, своего рода модернизированное подражание надписям на русских сосудах XVII века.

Круглый поднос на трех ножках-­шариках, со слегка опущенным днищем, богато декорирован рельефными черневыми орнаментами на золоченом фоне. В центре – в древнерусском стиле черневая надпись «Москва», вокруг которой в медальонах можно прочесть: «ПЧ» и «18 14 /XI 87», а по кругу – пословицу «Сосед любит пить вино, подноси сосед соседу». Орнаментальный фон подноса прерывается двенадцатью круглыми медальонами, в которых награвированы названия произведений Чайковского: «Фантазия, ор. 56», «Черевички», «Иоанна д’Арк», «Снегурочка», «Ромео и Джульетта», «Торжественная увертюра “1812 г.”», «Франческа да Римини», «Буря» и «Манфред», «Евгений Онегин», «Мазепа», «Чародейка», «Моцартиана». Стеклянный графин закрывает серебряная пробка в виде фигурки пляшущего мужика. Серебряный с позолотой подграфинник украшают многочисленные орнаменты и стилизованная надпись-­пословица: «Пей при всех, не пей украдкой, а то будут звать Филаткой», а также круглый медальон с резными инициалами «ПЧ».

Чарки с фигурной ручкой, внутри позолоченные, выполнены в форме усеченного конуса и отличаются друг от друга разными орнаментальными мотивами и размером. На восьми маленьких чарках между полосками рельефного геометрического орнамента – инициалы «ПЧ» и, на золоченом фоне, надписи-­пословицы: «Чару выпивать горе забывать», «Без поливки и капуста сохнет», «Пей до дна, а на дне добро», «Пей да дело разумей».

На четырех чарках большего размера между орнаментальными цепочками из кружков приведены инициалы «ПЧ» и на слегка опущенном золоченом фоне надписи-­пословицы: «Вина не пить хозяина не любить», «Без поливки и капуста сохнет», «Вино веселит сердце человека».

Дорожный погребец – это лишь одно из приношений, полученных Чайковским во время концерта 14 ноября 1887 года. Московские ценители творчества композитора, среди которых было немало его друзей, детально продумали свой подарок: они хорошо знали о стремительном ритме его жизни, наполненной путешествиями, длительными концертными поездками, артистическими триумфами. Чайковский «был невыразимо тронут выражениями сочувствия московской публики».

Последний оракул Тема номера

Последний оракул

В июле исполняется 160 лет со дня рождения Густава Малера

Десять плюс один Тема номера

Десять плюс один

Десять симфоний-­галактик во вселенной Густава Малера – явление, значение которого для мирового искусства сложно умалить.

Что наша жизнь? Игра! Тема номера

Что наша жизнь? Игра!

Загадки "Пиковой дамы" Чайковского

Идеалист в беде Тема номера

Идеалист в беде

«Лебединое озеро» Мэтью Борна: взгляд через четверть века